2Vtzqv4Hz9U

В Санкт-Петербургской филармонии завершился концертный сезон-2022/23

В Санкт-Петербургской филармонии сейчас затишье: концертный сезон-2022/23 недавно завершился. Его насыщенная концовка и обилие информации позволяют не только подводить итоги, но и говорить о будущем.

В Санкт-Петербургской филармонии завершился концертный сезон-2022/23 | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

После трехлетнего перерыва Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Филармонии впервые выехал за рубеж, и если предыдущие гастроли прошли под руководством Юрия Темирканова в 2020‑м, то нынешние — в Китае — уже под руководством главного дирижера Николая Алексеева. Оркестр выступил в семи крупнейших городах КНР с программой произведений Сергея Рахманинова (прозвучали Вторая симфония и Второй концерт, солистом в котором выступил пианист Даниил Харитонов) с огромным успехом.

Директор Филармонии Илья Черкасов на встрече с журналистами отметил, что и оркестр соскучился по зарубежным гастролям, и китайская публика соскучилась по оркестру, поэтому выступления были триумфальными. «Может, это не­скромно, но ощущение было именно таким. Возможно, нам отчасти повезло: гастроли планировались еще три года назад, но были перенесены из‑за пандемии. Сейчас, когда Китай открылся, принимающая сторона смогла быстро их организовать, и мы были первыми гастролерами почти в каждом городе. Китайская публика явно изголодалась по гостям из‑за рубежа. Нас встречали удивительно доброжелательно, и публика изменилась, стала более образованной и заинтересованной (им не надо объяснять, что аплодисменты между частями — это лишнее). В залах было очень много детей, чувствуется в этом отдельная забота китайского об­щества и государства, и слушают они тоже потрясающе. Мы были в семи городах, график был напряженный, и хочется сказать спасибо музыкантам оркестра и Николаю Геннадиевичу Алексееву, они были молодцы. Я могу оценить трудоспособность и энергию, с которой они выходили на каждую площадку, а это были лучшие залы», — рассказал Черкасов. Уже сверстаны планы гастролей другого оркестра Филармонии — Академического симфонического оркестра на зиму, ведутся переговоры о гастролях Заслуженного коллектива весной.

Лев Клычков, концертмейстер оркестра, добавляет: «Конечно, эта поездка была нужна коллективу, потому что оркестр нуждается в новых впечатлениях и ощущениях, в новых слушателях, новых эмоциях и новых мыслях, и музыкантский результат, с моей точки зрения как концертмейстера, был на высоте… Мы давно не выезжали на гастроли, но три года не такой большой срок. На самом деле сложнее, чем играть в нашем родном доме, нет ничего, потому что родные стены в этом случае не помогают. Большой зал Филармонии несет такую энергетику, овеян такими именами, что подсознательно это чуть‑чуть давит. И я сам это чувствую: играть в великих залах за рубежом проще, чем у себя дома».

Оркестр, основанный в 1882 году, — это живой организм, сочетающий незыблемость качества и вечное обновление. Как признался концертмейстер Заслуженного коллектива Лев Клычков, от состава оркестра Мравинского, в который он пришел почти 40 лет назад, остались только трое, за сорок лет оркестр поменялся почти на 100 %. Вот и в сентябре снова пройдет конкурс: в группу первых скрипок открыто пять мест, вакантно место второго кларнета и один пульт в альтах. Как получилось такое большое количество вакансий? «Несколько человек ушли на пенсию, некоторые уехали работать в другие оркестры, — отвечает главный дирижер оркестра Николай Алексеев. — В принципе это рядовое событие, потому что музыканты в оркестр у нас поступают только по конкурсу. Для них это огромный стресс, но у нас вызывает большое любопытство».

Филармония закрыла сезон концертом — признательностью друзьям, партнерам и спонсорам Заслуженного коллектива под управлением Николая Алексеева. Но ­костяк нового сезона известен, ведь абонементы сезона-2023/24 уже в продаже. Мне памятно время, когда в день старта продаж абонементов у Филармонии выстраивалась огромная очередь, а часть их распределялась только по предварительным заявкам и доставалась лишь постоянным слушателям. Сейчас абонементы купить проще, но по‑прежнему 1‑й и 3‑й посвящены искусству Заслуженного коллектива России, а еще — 85‑летию Юрия Темирканова. Прославленный дирижер отметит эту дату в декаб­ре 2023‑го и, хочется надеяться, все же встанет за пульт оркестра в новом сезоне.

Эти абонементы всегда пользуются повышенным спросом, ведь вместе с оркестром выступают прославленные солисты и перед концертами билетов на них порой не достать. В следующем сезоне с оркестром в абонементных концертах выступят пианисты Элисо Вирсаладзе, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский и Иван Бессонов, скрипачи Гайк Казазян и Вадим Репин.

Интересны новые циклы, среди которых я бы выделила монографический абонемент к 200‑летию Антона Брукнера, в котором прозвучат все симфонии композитора. Любопытным обещает быть абонемент, посвященный «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова. Роман насыщен музыкой, которая прозвучит вместе с фрагментами текста, их будут читать известные артисты.

В последнее время у Филармонии все больше проектов, связанных с современной музыкой. Вот и абонемент «Классика. Новое» представит сочинения наших современников в окружении классиков. В заключительном концерте этого абонемента анонсирована мировая премьера нового сочинения Настасьи Хрущевой, специально заказанного Филармонией. Один из абонементов представит оркестровую географию России: в нем выступят Национальный оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса и Государственный камерный оркестр России.


#филармония #итоги #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142(7471) от 03.08.2023 под заголовком «Музыкальная география».


Комментарии