В Пушкинском районе переименуют сразу несколько улиц

Петербургские топонимы умеют не только появляться на карте и исчезать с нее, но и… перепрыгивать с места на место. Очередная рокировка готовится в Пушкинском районе.

В Пушкинском районе переименуют сразу несколько улиц | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Наши читатели должны быть в курсе, что классическое переименование улиц в Петербурге запрещено. Но есть ряд случаев, когда смена табличек допускается. Например, при наличии одноименных названий в пределах муниципального образования, если объединяют несколько улиц или меняется статус (скажем, с «улицы» на «проспект»), когда возвращается прежнее ценное название. Так по крайней мере гласят принятые Смольным топонимические правила.

Однако существует и другая лазейка, к которой изредка прибегают. Скажем, с 2003 года пространство между гостиницей «Прибалтийская» и Финским заливом называлось площадью Европы. Когда залив в этом месте засыпали, площадь увеличили на запад, за ЗСД, практически образовались две самостоятельные площади по обе стороны скоростного диаметра, и в Топонимической комиссии логично решили, что каж­дая заслуживает своего названия. В итоге та, что на намыве, стала площадью Европы, а старая в 2018 году получила имя первооткрывателя Антарктиды Фаддея Беллинсгаузена. Формально все прошло по правилам: сперва площадь увеличили, потом разделили (в постановлении так прямо в заглавии и говорилось: «О присвоении наименования части пл. Европы»), но фактически площадь Европы переименовали в площадь Беллинсгаузена.

Поменять местоположение некоторых улиц заставляют проекты планировки. В 2020 году Донецкая улица в Торфяном юридически оказалась на внутриквартальной территории. Ее требовалось упразднить. Но топонимисты нашли оригинальное решение — перенесли название на проектный проезд, запланированный по соседству. Что и было сделано в 2022 году, когда правительство издало соответствующее постановление.

Таким же образом поступили с набережной реки Каменки. На своем прежнем месте — возле Заповедного моста через Каменку — этой набережной как дороги давным-давно нет, но и упразднена она не была. В 2017 году топоним «переехал» и стал существенно длиннее: набережной реки Каменки называется с тех пор проектная дорога, которая пройдет по правому берегу реки от Новоорловской улицы до Орлово-Денисовского проспекта.

Ждет своей очереди Приморский переулок в Смолячкове. На нынешнем месте — он отходит от Приморского шоссе западнее дома 682 и идет к Финскому заливу — ­переулок не доступен широким массам: его перекрыл забором Санкт-Петербургский поисково-спасательный отряд МЧС России. Чтобы не беспокоить спасателей, название присвоят соседнему проезду, который ведет к дому 686.

Практика не миновала и мосты. В 2021 году Топонимическая комиссия рекомендовала перенести название Капсюльный мост — он перекинут через Охту в створе Капсюльного шоссе. Но топонимистам показалось, что это название лучше подходит пешеходной переправе через ту же реку возле Всеволожской железной дороги. Обосновывалось решение «коррекцией описания в соответствии с данными «Мостотреста». Однако сам «Мостотрест» инициативу и завернул.

И вот новый случай. Комитет по культуре опубликовал проект постановления, которым предлагается поменять местами улицы Евгения Котова и Василия Бухтеева. Оба топонима появились в микрорайоне Пулковское Пушкинского района совсем недавно, в мае текущего года («Возрождение Верхнего Кузьмина», «Санкт-Петербургские ведомости» от 23.05.2023). Отличить их по описанию границ, приведенных в смольнинском постановлении, невозможно: и та и другая проходят «от Усть-Славянского шоссе до Кокколевской ул.». Однако на схеме, которую подготовила Топонимическая комиссия, Бухтеев был западнее Котова. Точно так же их изобразили и в официальной геоинформационной системе.

Зачем же заниматься рокировкой? Оказалось, что на этом настаивает… застройщик, который возводит на восточной улице жилой дом. В разрешениях на строительство зданий так прямо и указано: «ул. № 5 (ул. Василия Бухтеева)», хотя она официально называется улицей Евгения Котова. Топонимис­ты, как говорят, поначалу хотели отказать в предложении — мало ли что привидится застройщикам (они могут дом на Кушелевской дороге назвать жилым комплексом «Дом на Блюхера», а дом на Первомайской улице в Шушарах — «Домом на Школьной»). Но девелопера довольно неожиданно поддержала администрация Пушкинского района. Станет ли эта практика постоянной, покажет время…


#улицы #топонимика #названия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7560) от 06.12.2023 под заголовком «Бухтеев западнее Котова».


Комментарии