В пользу ЕГЭ. На фоне предложений отменить единый госэкзамен город на Неве в нем преуспел
Итоги ЕГЭ-2024 хоть и подводят, но пока предварительные. Потому что еще неизвестны результаты пересдач в резервные дни 4 и 5 июля, которые в нынешнем году впервые были добавлены по предложению президента страны. На пересдачу записались 5 тыс. 248 петербургских выпускников, это 14,6 % от всех сдававших ЕГЭ. Предметы-лидеры по пересдачам — информационные технологии, обществознание и русский. Принципиально они картину не изменят, но определенная интрига сохраняется.
ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС
Так, по словам Ольги Дубровой (она возглавляет Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий), предстоит понять, кто те ребята, которые воспользовались правом пересдать один предмет. Не в смысле ФИО, а в смысле «с какой целью». Было ли среди них больше тех, кто стремился исправить низкую оценку, — или тех, кто и так получил вполне высокие баллы, но желал бы еще улучшить результат? Второе — тоже не блажь: иногда от одного балла зависит, попадешь ли ты в желаемый вуз или придется довольствоваться менее желаемым.
Вот пример гимназии № 190 Центрального района. Аж 17 старшеклассников пересдавали в резервные июльские дни литературу. Но, по словам учителя русского языка и литературы Людмилы Федоровой, эти ребята как раз хотели улучшить и без того высокие оценки.
Параллельно смотрим на статистику петербургских шпаргальщиков — тех, кого удалили с экзаменов и обнулили результаты за пронесенный с собой мобильник и «шпоры». По словам Павла Розова, зампреда комитета по образованию, их, как и в прежние годы, единицы. Правда, конкретное количество единиц не названо. При этом удаленных по той же причине с экзаменов за два резервных дня примерно столько же, сколько за весь основной период ЕГЭ, стартовавший 23 мая. Это еще предстоит осмыслить.
Апелляции по работам ЕГЭ пока принимают, работы перепроверяют. Пока их количество (1034) — значительно меньше прошлогоднего, отмечает Ольга Дуброва. Примерно 1 % от количества сдававших. Больше всего апелляций по математике (причем профильной) и опять по обществознанию.
Напомним, если работу принимают к рассмотрению, то ее проверяют заново, как и в первый раз, со всеми прежними церемониями. Например, пересмотр третьим экспертом, если предыдущие два независимо друг от друга существенно разошлись в оценке. После такой проверки количество баллов может как стать выше, так и остаться прежним, а то и понизиться. Так вот у 65 % перепроверенных работ баллы остались те же. В 20 % случаев были обнаружены технические ошибки (например, когда цифра 7 была сочтена как 1, в таком духе), и в 15 % балл был повышен или понижен, таких примерно одинаковое количество.
Из обстоятельств, которыми Петербург гордится: все больше тех, кто сдает ЕГЭ по математике не базового, «легкого», а профильного уровня. То есть намерен поступать в вузы, где математика требуется. В этом году сдающих «профильных» прибавилось на 6 %. Если считать всех, кто ее сдавал (и выпускников прошлых лет, и учащихся колледжей и техникумов), то их 58 %. Новый повод радоваться — наконец «констатируем рост сдающих ЕГЭ по физике, химии и в целом по предметам естественно-научного профиля», говорят в комитете.
559 стобалльных работ считают «отличным результатом», он может еще улучшиться: вдруг кто на апелляции доберет до ста? Предметы-лидеры по стобалльным работам: русский язык (173), а также профильная математика (106). За ними идут литература, физика и химия.
Такое обилие «стошек» по физике и профильной математике — впервые в Петербурге за всю историю ЕГЭ, подчеркивает Павел Розов. Правда, скептики отмечают, что задания (во всяком случае по математике) были легче прошлогодних, и некоторые школьники-умники это подтверждали. Однако другие говорили, что просто обошлось без обескураживающих сюрпризов в тестовых заданиях. На экзамене спрашивали то, чему и учили.
Насчет успеха в физике, похоже, город дождался урожая с полей, которые в последние годы усердно засеивал: было выделено несколько сотен грантов школам на обустройство лабораторий с оборудованием, так что у школьников появилась возможность знакомиться с физикой и химией не только «в уме», но и «руками пощупать», как сказали в комитете.
Не забудем, что хорошие результаты — это и заслуга педагогов. Например, в этом году у упомянутой Людмилы Федоровой (40 лет работы в школе, 15 лет — эксперт ЕГЭ) собственное достижение: семь стобалльников по литературе и один по русскому, и это в одном классе школы № 190. Что делает учитель, чтобы дети больше читали? «Поем, танцуем, инсценируем, ходим в музеи — любым путем стараемся развивать речь». В общем, если полюбил героев «Евгения Онегина», то зубрить не надо, само на душу ляжет. А умение структурировать информацию (иначе никак — объемы информации огромны) пригодится, понятно, не только в подготовке к ЕГЭ.
Людмила Федорова высказывается в пользу единого госа: «Я обеими руками за тот экзамен в том виде, в каком он есть сейчас». По ее мнению, содержание экзамена усложняется, но «результаты того стоят»: дети волей-неволей читают художественные тексты. И если вам кажется, что все вокруг не «звонЯт», а «звОнят», то педагог отмечает обратное — «мы гораздо реже слышим неправильные ударения». Потому что в материалах ЕГЭ есть задание четвертое, которое требует знаний орфоэпических норм русского языка.
Как всегда, лучшие результаты в ЕГЭ показывают президентский физмат-лицей № 239 и Губернаторский физмат № 30. Но есть свои стобалльники и в других школах. И не только в «углубленных» гимназиях и лицеях, но и в обычных.
Например, невероятный результат 300 баллов по трем предметам (русский, химия, биология) получила Екатерина Загоровская из «обычной» школы № 358 Московского района. Второй петербургский трехсотбалльник — Андрей Кузьмин из Суворовского училища (русский, математика, физика). Екатерина и Андрей — двое из 42 российских школьников, набравших по максимуму за три предмета. Оба подчеркивают, что при подготовке не забывали отдыхать. Оба, видимо, избегут терзаний и сомнений, в которые погрузились сейчас большинство абитуриентов, выбирающих вузы. Екатерина уверенно подала документы в Национальный медицинский центр имени Алмазова, Андрей — не менее уверенно в университет ИТМО.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7700) от 09.07.2024 под заголовком «В пользу ЕГЭ».
Комментарии