В поисках себя. Социологи составили портрет учащейся молодежи Северной столицы

В Технологическом институте (техническом университете) опросили тысячу своих студентов, из которых 70 % приезжие; петербургская Высшая школа экономики вместе с Казанским федеральным университетом сосредоточились именно на приезжих; а самое масштабное исследование провели в СПбГУ, причем опрашивали как студентов других вузов, так и возможных абитуриентов.

В поисках себя. Социологи составили портрет учащейся молодежи Северной столицы | ФОТО Brooke Cagle on Unsplash

ФОТО Brooke Cagle on Unsplash

Брак как инструмент

В СПбГУ подчеркнуто изучали взгляд студенчества на семью. Уютную стратегию с неуютным названием «семейно-детная» студенты откладывают на «ближе к тридцати», говорят результаты исследования. Молодежь ориентирована на то, чтобы сначала получить образование, обзавестись жильем, укрепиться в карьере.

— Нынешние студентки либеральнее, но и прагматичнее поколения своих мам в их студенческую пору. Например, предпочли бы брак не с ровесником, а с мужчиной постарше; и вовсе не против брака с мужчиной другой национальности, — говорит Ольга Безрукова, исполняющая обязанности завкафедрой социологии молодежи и молодежной политики СПбГУ.

Барышни либеральнее и ровесников-парней: те настроены более традиционалистски. К слову, такое несовпадение установок может стать потенциальной проблемой в браке.

Тем более что на брак молодежь сейчас смотрит очень «функционально»: это инструмент, с помощью которого можно постараться устроить счастливую жизнь. Вполне себе противовес эмоциональным установкам, характерным для прежних поколений студентов.

Среди желанных качеств будущего супруга/супруги на первое место выбилась (прежде такого не было) верность. Возможно, это эффект того, что в поколении родителей было немало разводов.

За верностью идут другие желаемые для партнера качества: умение заботиться о семье и детях, готовность к разрешению конфликтов, совпадение ценностей и установок, способность обеспечить семью.

— Довольно рациональные установки, и они доминируют, — констатирует Ольга Безрукова.

Современные студенты ориентированы на меньшее количество детей, чем студенты 10 – 15 лет назад. В среднем на двух. Специалисты видят корреляцию: если студент из разведенной семьи — вероятнее, будет хотеть меньше детей. Потому что на себе испытал, как «монородительство» способно сужать возможности.

Создать многодетную семью желали бы 20 % опрошенных, причем этот вариант симпатичен больше парням, чем девушкам.

Уверенно хотят брак без детей примерно 15 %. Это много, считают эксперты.

У более младшего поколения (те, кто еще не студент) доминируют три установки.

Первая: они не романтизируют родительство. Понимают, что воспитание детей — тяжелый труд. Учитывают и то, что ребенок может родиться с инвалидностью, а супруг/супруга по разным причинам уйти, и надо будет справляться самому.

Вторая: равенство отцов и матерей в правах и обязанностях. Правда, до 40 % парней все же склоняются к традиционному распределению ролей в семье. Да и те, кто «за равенство», могут не проявлять это в реальности.

Третья: убежденность, что если есть дети, то разводиться нельзя. Возможно, опять же, сказывается то, что треть опрошенных подростков и студентов — из разведенных семей.

В целом: приоритет карьеры — абсолютный; родительство — отложенное; и не многие считают многодетность критерием жизненного успеха.

Эксперты видят причину этого в том, что у нынешней молодежи меньше жизнестойкости, уверенности, стрессоустойчивости, чем у прежних поколений. В этом направлении и нужно развиваться. Вступление в брак и рождение детей — один из критериев взрослости, а сейчас один из трендов — инфантилизация. Впочем, инфантильных немало и среди 40 – 50‑летних, говорит Ольга Безрукова.

Между тем в комитете по молодежной политике отмечают все же «увеличение количества студенческих браков», подчеркивает врио председателя комитета Роман Волковский.

— Например, в прошлом году только студотряды приросли на 62 студенческие семьи.

А Петербург, по словам чиновника, — один из лидеров в том, что касается поддержки таких семей.

Деньги по графику

Что касается карьеры, то успех в ней все реже ассоциируется с ростом до руководящих позиций. И все больше — с расширением профессиональных компетенций, говорит Ольга Васина, завкафедрой социологии Технологического института.

Это и называют чаще всего, отвечая на вопрос: «Зачем поступать в вуз?». Вторая по частоте упоминаемая причина — обучение в вузе позволит получать более высокую зарплату.

Принято говорить, что у начинающих специалистов не­адекватные зарплатные запросы, так вот в Техноложке ответы показались социологам «достаточно адекватными». Минимальная зарплата после окончания вуза от 40 тыс. рублей, максимальная — 85 тыс. рублей. А через три года работы нижнюю границу зарплаты называют в 50 тыс. рублей, верхнюю — 130 тыс. рублей. Возможно, «адекватность» объясняется тем, что отвечали на вопросы ребята из разных регионов, и столичные запросы оказались несколько сглажены.

Лишь 3 % опрошенных за­явили, что не планируют работать по специальности. 46 % еще во время учебы хотят найти подработку по специальности, 20 % уже это сделали. Почти для трети такое совмещение исключено: слишком сложно.

К слову, учебу (а иногда с подработкой) сложно совмещать и с досугом. 60 % отмечают, что на это не хватает времени и сил. Половина опрошенных отмечают, что на досуг не хватает денег: если льготная «Пушкинская карта» уже исчерпана, то даже 250 рублей в музей — это дорого. Поэтому отдых выбирают «интернетный», пассивный: сериалы, музыка. Правда, вопросы-ловушки в анкетах показывают: процентов десять — пятнадцать лукавят относительно своего желания приобщаться к культурной жизни города.

Возвращаясь к работе: следующий после зарплаты весомый фактор в ее выборе — график: возможность работать в удобном режиме. 80 % хотели бы трудиться удаленно, причем 30 % — только так.

Другие факторы — хороший коллектив, стабильность, карьерный рост, интересность. Многим важно ощущать, что они делают что‑то важное и полезное для общества — это воспринимается как самореализация.

Более половины хотят трудоустроиться в коммерческих структурах, только 11 % планируют работать в государственных бюджетных организациях, а 26 % желали бы работать на себя.

Петербург слезам не верит

Петербургская «Вышка» и Казанский федеральный университет исследовали миграцию студентов, соответственно, в Петербург и Казань. Нарисовалось несколько сценариев.

Например, есть те, у кого на малой родине был дефицит событий, и в Петербурге они вписываются буквально во все — благо университеты дают прекрасную возможность присоединиться к разным проектам. Все прекрасно, но потом возникает этап «а как все успеть?», комментирует научный сотрудник центра молодежных исследований Высшей школы экономики (СПб) Ирина Лисовская.

Еще один сценарий: студент ищет исключительно полезных знакомств, карьерных проектов — а от обычного общения и тусовок отказывается как от бесполезных.

Есть сценарий поиска самореализации: человек посещает студенческие клубы, занимается самым разным волонтерством и если не сразу, но может найти себя.

Как рассказывает Роман Волковский, только в волонтерском корпусе Российского Красного Креста более 80 % — студенты: оказывают первую помощь, социальную, юридическую. В движении «Волонтеры-медики» — более 3 тыс. участников из разных вузов. Поисковые отряды провели в прошлом году 70 экспедиций, нашли останки 300 с лишним солдат Великой Отечественной. Студенты предлагают свои проекты для школ, больниц, музеев — участвуют в грантовых конкурсах от города и Росмолодежи.

Если студенту в этом сценарии удалось «найти себя», изначальный романтичный образ Петербурга не рушится, но становится реалистичным, говорит Ирина Лисовская, а студент чувствует себя устойчиво.

Но трудности для приезжих не исчерпываются поиском жилья и бытовыми проблемами. Первокурсник нередко ощущает одиночество, переживает депрессивные эпизоды. Сложности в коммуникации накладываются на переживание своей «инаковости», особенно если студент из малого города или села — хотя и у приезжих из больших городов такое бывает.

Казалось бы, общежитие должно помогать на этом этапе — но нет, далеко не всегда. Даже на третьем курсе, признаются некоторые, чувство одиночества нет-нет да нахлынет. В таких историях романтический образ Петербурга рушится, город становится «непринимающим». В нем можно даже остаться (все‑таки большие возможности), но без особой любви.

А есть и те первокурсники, которые сознательно дали себе паузу: на адаптацию. Согласно этой стратегии, разбираться в том, как жизнь устроена, можно и со второго курса.

Читайте также: 

По поручению главы государства к 2030 году будут модернизированы 800 университетских общежитий

Передовые инженерные школы привлекают все больше внебюджетных денег



#молодежь #портрет #северная столица

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (8081) от 02.02.2026 под заголовком «В поисках себя».


Комментарии