В Петергофе состоялся показ балета под открытым небом
Первые августовские выходные прошли в Петергофе под знаком балета. В Нижнем парке, где жару смягчало свежее дыхание Финского залива, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив состоялся I всероссийский фестиваль «Парадные спектакли Петергофа».
ФОТО Александра Демьянчука/ТАСС
На предваряющей праздник пресс-конференции напомнили, что в XIX веке в этом дворцово-парковом ансамбле нередко показывали балеты под открытым небом. Живыми декорациями служили парки: Нижний, Луговой, Колонистский. Парадные спектакли готовились силами дирекции императорских театров с привлечением постановщиков, музыкантов и артистов балета Мариинского театра.
Балет любила супруга императора Николая I — императрица Александра Федоровна, а он потакал всем ее капризам. Началось все со спектакля, показанного 1 июля 1832 года в Монплезирском саду в честь дня рождения императрицы. Это были фрагменты балета немецкого балетмейстера Титюса «Кио-Кинг».
Нынешний фестиваль — продолжение традиций. Но теперь балет под открытым небом, причем бесплатно, смогли увидеть все желающие, а не только монаршие особы и придворные.
У каскада «Шахматная гора», рядом с красиво подстриженными в виде пирамидок и шаров деревьями и мраморными статуями античных богов, оборудовали сцену, соорудили партер. Народу было очень много. Кто‑то специально приехал в Петергоф, чтобы посмотреть балет в живых декорациях. А кто‑то просто проходил мимо и, привлеченный музыкой, пришел к Шахматной горе.
Балетный уик-энд в Петергофе начался в одиннадцать утра концертом симфонического оркестра под руководством Игоря Пономаренко. Прозвучали шедевры балетной музыки. А вечером состоялся спектакль «Дягилев-гала», посвященный великому импресарио Сергею Дягилеву и его «Русским сезонам», прославившим отечественную культуру на весь мир.
Ведущей концерта была Илзе Лиепа, пленившая публику классическим профилем, царственной осанкой и сверкающим вечерним платьем. В приподнятой, немного старомодной театральной манере она рассказывала о творческой биографии Дягилева, его «Русских сезонах» в целом и о каждом балете, фрагменты из которого показывали в этот вечер. Началось с романтической «Шопенианы» Михаила Фокина, посвященной им Марии Тальони. «Это был танец в стиле Тальони, в стиле того забытого времени, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего‑то неземного, фантастического», — объяснял Фокин свой замысел. Красота в чистом виде.
Именно Дягилев открыл миру музыку Игоря Стравинского. Для «Русских сезонов» тот сочинил музыку к трем балетам, в том числе к «Жар-птице» и «Петрушке», фрагменты которых вошли в гала-концерт. Прима-балерина Мариинского театра Надежда Батоева и солист этой же труппы Константин Зверев исполнили дуэт из балета Фокина «Жар-птица», а Александр Сергеев станцевал монолог Петрушки из одноименного балета. Первым Петрушкой был Вацлав Нижинский. Критики тогда увидели в нем русскую удаль и русскую тоску, что‑то от героев Достоевского.
Публика в Париже была заворожена балетом «Видение розы», в котором Нижинский являлся прекрасным призраком, и жадно ожидала его фантастический прыжок в финале, когда он, вопреки законам гравитации, перелетал через всю сцену. В концерте балет на романтическую музыку Карла-Марии фон Вебера исполнили солисты Мариинки Яна Селина и Евгений Коновалов.
Публика увидела в тот вечер также фрагменты из «Шехеразады», миниатюры «Лебедь» и два па‑де‑де — из «Жизели» и «Спящей красавицы».
Событием второго дня фестиваля стал балет молодого хореографа Максима Петрова «Дивертисмент короля» на музыку французского композитора Жан-Филиппа Рамо. Максим поставил спектакль на сцене Мариинского театра еще в 2015 году. Как рассказал сам хореограф, «Дивертисмент» — фантазия на тему барокко. Один из главных героев спектакля — король. Образ его двоится. Это может быть и Людовик XIV, вошедший в историю как «Король-Солнце», и его предшественник Людовик XIII, который тоже любил участвовать в балетах-маскарадах, причем охотно воплощал образы маргиналов вроде пьяного матроса. Каждый номер предваряет церемониймейстер, похожий на молодого Михаила Боярского. «Мне кажется, Петергоф — идеальное место для показа моего балета, — говорит Максим Петров. — Ведь при Людовике XIV балеты показывали в Лувре и Версале».
А дворцово-парковый ансамбль Петергофа, как известно, был ответом русского царя Петра I на Версаль. И во многом превзошел резиденцию французских королей по роскоши и красоте.
Завершился двухдневный праздник романтической «Жизелью». Танцевали премьеры Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев. Звучала музыка Адана, на сцене кружились вилисы, задумавшие наказать принца, который обманул и погубил чистую, наивную Жизель. В сгущающихся сумерках вилисы и правда казались призраками.
Врио генерального директора ГМЗ «Петергоф» Роман Ковриков пообещал, что балетный фестиваль в Петергофе станет ежегодным.
Между тем
Более 68 тысяч посетителей и более миллиона зрителей онлайн-трансляций в сообществе музея-заповедника «Петергоф» «ВКонтакте» — таковы итоги фестиваля «Парадные спектакли Петергофа».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (7474) от 08.08.2023 под заголовком «Балет у фонтана».
Комментарии