В Петергофе состоялось торжественное мероприятие, посвященное 110‑летию со дня образования ЛОСПО

В Петергофе состоялось торжественное мероприятие, посвященное 110‑летию со дня образования ЛОСПО | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Фудтрак у святого источника

На территории Ленинградской области потребительские общества впервые объединились в Петербургский союз в 1913 году. Спустя век города и поселки нашего региона сложно представить без предприятий потребительской кооперации, которые действуют практически во всех муниципальных районах области, обслуживая более 700 населенных пунктов. У кооперативных рынков, универмагов, продуктовых магазинов не только славное прошлое и значимое настоящее, но и большие перспективы на будущее, считают участники отрасли.

«Сегодня система потребительской кооперации региона представляет собой разветвленную многоотраслевую структуру, которая объединяет 19 потребительских обществ и более 20 тысяч пайщиков, — сообщил председатель совета Ленинградского облпотребсоюза Юрий Птушкин. — Она является надежным партнером муниципальных образований городских и сельских поселений в развитии территорий, а также одним из крупных налогоплательщиков области. В бюджеты всех уровней ежегодно уплачивается около 400 миллионов рублей налогов и сборов».

«Кооператоры региона решают многие социальные вопросы развития села — от поддержки личных подсобных хозяйств и обеспечения занятости сельского населения до организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания, — подтвердил в позд­равительном сообщении губернатор ЛО Александр Дрозденко. — Правительство Ленинградской области продолжит поддержку потребительской кооперации. Уверен, что этот важный сектор экономики будет только развиваться и расширяться».

С этим сложно не согласиться, потому что потребительская кооперация иногда даже опережает идеи и программы поддержки, реализуемые местным правительством. Например, в прошлом году в Лен­области была анонсирована прог­рамма развития мобильной торговли, согласно которой предприниматели смогут воспользоваться господдержкой для приобретения автолавки или фудтрака. При этом кооператоры 47‑го региона уже реализуют проект Центросоюза РФ «Автолавки», успешно развивая сохранившуюся систему реализации товаров «с колес». Автомагазины сегодня обслуживают 400 сельских населенных пунктов области, являясь порой единственными, кто доставляет жителям отдаленных поселков продукты и предметы первой необходимости.

Например, в январе во время праздника Крещения Ленинградский областной союз потребительских обществ установил фудтрак Волосовского райпо рядом с источником Святого Пантелеймона в поселке Каложицы (потребкооперация участвовала в возрождении этого источника и сейчас помогает его сохранению).

А еще кооператоры создают инфраструктуру для туризма. Так, в прошлом году в Гатчинском районе был презентован новый туристический маршрут «Пушкинская дорога», связывающий знаковые пушкинские места 47‑го региона общей тематикой и инфраструктурой. Непосредственное участие в его формировании принимали и представители местной потребкооперации. Кроме их торгово-производственных точек в маршрут были включены предприятия общественного питания, которые открылись задолго до того, как появилась идея маршрута. Оказалось, что эти и другие кооперативные кафе, столовые и рестораны области идеально подходят для полноценного обслуживания туристических групп — имеют необходимое количество посадочных мест, варианты комплексных обедов, парковочные зоны и стилизованные интерьеры.

«Общепит в развитии туризма — перспективное направление, мы намерены его реализовывать и далее, а Гатчинский район является в этом деле новатором», — подчерк­нул Юрий Птушкин.

Клюква, валенки, кренделя

Потребительская кооперация активно участвует в расширении народно-художественных промыслов и производства локальных продуктов. Это и валенки с одеждой из шерстяного войлока от Гатчинского промкомбината (год основания — 1944‑й). И изделия из местных дикоросов (сушеные и замороженные ягоды, концентрированные морсы, клюква в сахарной пудре) — их Волховское районное потребительское общество производит в селе Паша, где недавно появился специализированный цех по переработке даров леса. Выборгское потребительское общество на современном оборудовании, установленном в 2020 году, выпускает пряные кренделя, приготовленные по историческому рецепту, пряники, кукурузный и тыквенный хлеб. Пользуется спросом и продукция Лужского консервного завода, на котором созданы специальные линейки мясных консервов для военных поставок, обеспечивающих потребности Вооруженных сил России.

Несмотря на то что некоторые райпо содержат убыточные магазины, многие торговые точки за последние годы были отремонтированы, оснащены современным оборудованием и переведены на самообслуживание.

Но и без проблем не обходится. Главной кооператоры называют неравноправную конкуренцию сельмагов с агрессивной политикой торговых сетей и недобросовестными частниками. К примеру, единственная торговая точка в деревне Мозолево Кингисеппского района — кооперативный сельмаг райпо — в летнее время, когда народа в поселке становится больше, вынуждена бороться с «залетными» торговцами, предлагающими сельчанам просроченный товар и дешевый фальсифицированный алкоголь.

Эту и другие проблемы решают представители созданной в 2016 году рабочей группы по модернизации законодательства в области потребительской кооперации в Совете Федерации. Ее силами разработана программа развития потребительской кооперации системы Центросоюза РФ на 2023 – 2027 годы, одной из ключевых составляющих которой является региональная политика.

Не коммерцией единой

Помимо социально-коммерческой деятельности кооператоры сохраняют и популяризируют историю кооперативного движения, которая является частью истории нашей страны. Не так давно на сайте Центросоюза РФ был опубликован реестр региональных музеев — в его системе насчитывается уже 39 музеев истории потребкооперации, работающих на базе образовательных организаций, в помещениях региональных и районных потребительских союзов и даже в магазинах. Представленные там экспонаты не только интересны с познавательной точки зрения, но и вдохновляют современных предпринимателей на новые проекты. Например, недавно в Центральном музее истории потребительской кооперации, расположенном в Мытищах, преподаватель Российского университета кооперации Дмитрий Круг­лов представлял… коллекцию ракушек. Дело в том, что в советское время потребкооперация, в том числе и на Северо-Западе, активно занималась выловом и заготовкой ракушек, которые были сырьем для изготовления перламутровых пуговиц. Отечественные кооператоры наладили их выпуск в 1926 году (до этого сырье импортировали из‑за рубежа). С тех пор даже сохранился плакат с призывом: «Вылавливайте и сдавайте ракушки потребительской кооперации». Когда началось производство пуговиц из пластмассы, этот промысел сошел на нет. Тем не менее сегодня тема кустарного производства натуральных перламут­ровых пуговиц из морских ракушек наверняка понравится современным потребителям и туристам.

У Ленинградского областного союза потребительских обществ пока музея нет, хотя похвастать раритетами он тоже может. Например, в прошлом году известный исследователь и коллекционер открыток, ученый-экономист, ректор Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина Григорий Двас подарил организации игру «Кооперация и частник», выпущенную в 1922 году как приложение к журналу «Работница и крестьянка» (ее наверняка по достоинству оценят производители и любители популярных ныне «настолок», вокруг которых сегодня сложилась целая индустрия). Ранее он передал ЛОСПО раритетные издания: книгу М. Л. Хейсина «50 лет потребительской кооперации в России. Исторический очерк и современное состояние» 1915 года издания, а также монографию А. В. Меркулова «Как возникла потребительская кооперация в России» 1918 года выпуска. Оба издания являются редкими книжными памятниками.

Остается добавить, что в январе Центросоюз России объявил о старте нового Всероссийского конкурса на лучший музей истории потребительской кооперации. Конкурс пройдет по пяти номинациям: «Экспозиция года», «Событие», «Музейные исследования», «Музейная работа в социальных сетях», «Технологии музейной экспозиции». Прием заявок на конкурс продлится до 1 июля 2024 года. Итоги подведут в сентябре.


#кооператив #объединение #Петергоф

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7596) от 05.02.2024 под заголовком «Сельпо XXI века».


Комментарии