В Петербургском союзе художников состоялся «круглый стол»
Он был посвящён проблеме сохранения произведений монументального искусства, которые расположены на фасадах и в интерьерах типовых зданий советского времени. Выяснилось, что для начала необходимо провести обследование городских кварталов и каталогизацию мозаичных панно, витражей, рельефов, сграффито.
Мозаичное панно в магазине «Родина». Архивное фото./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Состояние монументального декора Ленинграда становится предметом обсуждения далеко не первый раз. В 2022 году была проведена комплексная реставрация мозаичного панно «Спорт», созданного в 1968 году художником Василием Гусаровым на доме № 12 по Ковенскому переулку, где расположена спортивная школа. В 2023 году после пожара, уничтожившего бывший кинотеатр «Слава», на его руинах были найдены фрагменты мозаики, изготовленной в 1967 году художником Михаилом Логиновым. Она считалась утраченной еще в 1990‑е годы, когда кинотеатр закрылся.
Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Андрей Юдин, колпинский краевед, Логинов — это целая страница в истории Колпина. Он был главным художником местного комбината «Победа», на котором производились строительные материалы для массового жилищного строительства. В частности, плитки 2 х 2 см голубого и белого цветов, они использовались при отливке железобетонных блоков. В народе эти плитки называли «ириски», поскольку они заметно разнообразили унылый серый цвет жилых многоэтажек. Именно Логинов придумал, как увеличить цветовую гамму. Он предложил спекать массу, произведенную из перемолотой бэушной стеклотары с добавлением красителей. Отлитые из нее «ириски» были в десятки раз дешевле смальты.
Этот метод стал известен ленинградским художникам-монументалистам. Георгий Прикот, преподаватель Мухинского училища, показал новый материал своим студентам. В Колпине был создан «наборный» цех для изготовления мозаичных панно. На какое‑то время он стал центром советского монументального искусства.
По словам Юдина, пока не удалось найти архивных документов, позволяющих выяснить, где и когда устанавливались мозаичные панно и другие произведения ленинградских художников. К тому же панно находятся (или находились) на фасадах и в интерьерах домов, не являющихся памятниками архитектуры, а на такие произведения не может быть охранных списков.
Пока краевед по собственной инициативе ведет исследования. Так, ему известно, что в 1978 году на здании медицинского колледжа им. В. М. Бехтерева на Ленинском проспекте, 149, было установлено панно Ave vita из колпинской плитки. Автор — художник Валерий Табулинский. Панно требует серьезной реставрации.
В 2022 году был уничтожен мозаичный декор с портретом Ольги Берггольц в помещении бывшего книжного магазина «Родина» на Ленинском проспекте, 127. Автором мозаик, созданных в 1985 году, был Валерий Обедков.
По информации Юдина, в ненадлежащем состоянии находятся мозаики Галины Пономаревой в здании колледжа на улице Салова, 65. Неизвестна судьба редких литых витражей в бывшем кинотеатре «Пламя» в Колпине. Они были созданы Владимиром Букановым и Александром Королевым, авторами витража в вестибюле станции метро «Гостиный Двор». «Надеюсь, что совместными усилиями Петербургского союза художников и городского отделения ВООПИиК удастся провести каталогизацию ленинградских монументальных произведений, а затем собрать группу экспертов, чтобы с их помощью определить художественную ценность всех объектов. Кстати, более двадцати мозаичных панно на типовых зданиях в разных городах от Москвы до Стерлитамака внесены в Списки объектов культурного наследия», — комментирует Юдин.
В сентябре в Петербурге планируется проведение большой научной конференции с участием художников, историков искусства, специалистов по сохранению культурного наследия.
Читайте также:
Деревянный объект культурного наследия начала ХХ века нуждается в реставрации
В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» открылась выставка «Размышления»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (7726) от 14.08.2024 под заголовком «Аве мозаика».
Комментарии