В петербургском метро начали укладывать 100-метровые рельсы

С апреля рельсовые пути в подземке начали обновлять по новой технологии. Теперь вместо 25‑метровых рельсов на бетонные шпалы укладывают стометровую железную плеть. В результате и пассажирам будет комфортнее, и у эксплуатационников меньше хлопот: количество стыков на путях уменьшится.

В петербургском метро начали укладывать 100-метровые рельсы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как на железной дороге, так и на путях в метрополитене рельсовые стыки создают немало проблем. Из-за динамических нагрузок в этих местах возникают дефекты, при прохождении состава увеличиваются шум и вибрация, растет расход электроэнергии. Кроме того, эксплуатационникам приходится постоянно контролировать состояние стыков и приводить их в порядок: чтобы были чистыми. Исходя из этого, понятно: чем меньше стыков, тем комфортнее пассажирам, проще специалистам по обслуживанию путей, — пояснил главный инженер службы эксплуатации путей метрополитена Владимир Уманцев.

Борьбу со стыками в подземке вели и раньше. До нынешнего года рельсы длиной 25 метров сваривали, затем зачищали и после этого укладывали на пути. В ГУП «Петербургский метрополитен» была организована даже специальная рельсосварочная база. Однако гораздо удобнее было бы получать готовыми удлиненные участки рельсов, и с нынешнего года такая возможность появилась.

Мы уже получили партию из шестидесяти 100‑метровых рельсовых плетей, которые начинаем укладывать вместо износившихся рельсов. Для этого нужно было провести большую организационную работу. В первую очередь — договориться с железной дорогой. Доставлять такой груз — задача непростая. В первую очередь сложности по габаритам, кроме того, каждая такая плеть весит 5 тонн. А привозят нам их из Сибири, производитель — Новокузнецкий металлургический комбинат. Надо было также подготовиться к приемке груза с железнодорожной станции Парнас. В электродепо «Выборгское» для разгрузки и хранения новых рельсов оборудовали специальную тельферную эстакаду. Теперь начинаем запускать их в дело, — рассказал заместитель начальника метрополитена Дмитрий Бурин.

Стометровые рельсы — новинка для российского метро, в этом плане мы опередили даже Москву. Раньше в Новокузнецке такую продукцию выпускали, но только для железных дорог. Рельсы для подземки отличаются от железнодорожных, но петербургским метрополитеновцам удалось договориться, чтобы на металлургическом комбинате запустили новую линию.

Перед отправкой рельсовых плетей от эстакады, где они хранятся, к участку, на котором будут менять изношенные пути, их размещают с помощью тельферов на семи тележках. При 25‑метровом рельсе достаточно было двух таких телег. Мастер дает команду, и автодрезина покатила тележки с плетями в тоннель. Состав получился довольно длинным, показалось даже, что больше стометровки.

Промерено с точностью до долей миллиметра. Длина каждой плети 100 метров 5 миллиметров, — развеял мои сомнения мастер тельферной эстакады Владислав Куприянов.

Одна из проблем укладки железнодорожных путей — расширение металла, то есть удлинение рельсов в случае повышения температуры, в частности, на солнце, и уменьшение их длины при холоде. В этом случае стыки играют положительную роль — зазор между рельсами сокращается или увеличивается, благодаря промежутку между ними не происходит изгибания рельсов. В метро перепады температуры не такие резкие, но все же это свойство металла тоже надо учитывать.

Вы смотрите в корень, — похвалил главный инженер службы эксплуатации в ответ на мой вопрос, не станет ли проблемой изменение длины 100‑метрового рельса в зависимости от температуры. — Это свойство металла учитывается при расчете норматива ширины зазора стыка, он должен быть не меньше 3 мм и не больше 21 мм. Кроме того, именно поэтому 100‑метровые рельсы укладываются не сплошь, а чередуются с 25‑метровыми. Чтобы зазоры между стыками могли поглотить температурное расширение металла.

Первые 100‑метровые рельсовые плети были отправлены на замену путей на участок синей ветки метро — от станции «Черная Речка» до «Петроградской». Все работы на путях подземки ведутся, естественно, в ночное время, когда движения поездов в тоннелях нет. Операция эта несложная: убираются износившиеся рельсы и вместо них укладываются на бетонные шпалы и закрепляются новые.

В метрополитене 278 километров путей, нормативный срок службы рельса — порядка 15 лет. После этого требуется его замена. Каждый год мы выводим из эксплуатации от 30 до 50 износившихся путей. Первая партия 100‑метровых плетей состоит из 60 штук, то есть их общая длина — 6 километров. Но мы уже ждем поступления новых партий из Новокузнецка, заказы сделаны, — сообщил Владимир Уманцев.


#Петербургский метрополитен #технологии #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 68 (7151) от 15.04.2022 под заголовком «В тоннель с плетью».


Комментарии