В петербургских школах будут изучать показывающие погоду технологии

В петербургских школах, как и в других российских, идут «Уроки цифры». В этом году тема — «Технологии, которые предсказывают погоду». Можно и родителям поиграть.

В петербургских школах будут изучать показывающие погоду технологии | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Как думаете, понадобится ли для составления прогноза «коэффициент сопротивления воздуха движению внутри него»? Это вопрос «старшеклассного» уровня. Правильный ответ: не понадобится. Потому что это вообще непонятно что. Это ловушка, чтобы уяснить: не все, что умно звучит, имеет смысл.

Возьмем ли для прогноза данные с домашних метеостанций? Нет: это непрофессиональные устройства. А такой показатель, как «уровень облачности»? Возьмем. А «уровень прозрачности воздуха»? Опять нет: это не причина погодных явлений (то есть для прогноза не годится), а следствие.

«Урок цифры» — всероссийский образовательный проект Минпросвещения РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Такие уроки проходят с 2018 года, в них участвовали больше половины российских школьников. Всякий раз в разработке уроков участвуют ведущие технологические компании — «Лаборатория Касперского», благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», «Яндекс», «1С», Mail.ru Group — VK, ГК «Росатом». Ученики выполняли задания по темам: «Персональные помощники», «Беспилотный транспорт», «Цифровое искусство».

«Погодный» цифровой урок разработан «Яндексом», что неудивительно: сервис «Яндекс.Погода» ежеминутно просчитывает прогноз на основе анализа больших данных и искусственного интеллекта, а специалисты сервиса работают над улучшением точности прогноза. «Мы знакомим детей с их рабочим процессом и наглядно рассказываем о современных технологиях и профессиях, — отметил представитель компании Сергей Бражник. — Наши эксперты стараются отказаться от сухой теории в пользу разбора реальных задач в игровой форме».

Школьникам объяснят, чем занимаются метеоролог, инженер данных, аналитик данных, специалист по вычислительной математике, специалист по машинному обучению. Расскажут, для чего нужны метеорадары и метеозонды, что делать с погрешностями в вычислениях, как просеивать данные и как в этом помогает искусственный интеллект.

Все материалы доступны на сайте «Урокцифры.рф». Задания делятся на три уровня сложности: для младших, средних и старших классов. Занятие занимает от 10 до 30 минут, его можно вписать в урок информатики, географии или математики, но можно пройти и дома. К примеру, превратиться в искусственный интеллект и выбрать, какие данные удалить из прогноза, поскольку они ошибочны. Тут понадобится просто логика. Заодно выяснится, что прогнозисты чаще всего ошибаются в солнечные ветреные дни и в дни дождливые со слабым ветром.

Можно потренироваться на «игрушечной» метеорологической модели: выбрать ту, которая «поточнее», или такую, чтобы «побыстрее». Скажем, если разделить территорию Петербурга на ячейки 6 на 6 км, суперкомпьютер будет высчитывать прогноз всего 2,5 часа, но точность будет всего 57%. Это все равно что «весь день будет сухо, но захватите зонт». А если ячейка 3 на 3 км, то можно достичь точности 90% — зато и считать будет 4 часа 15 минут.

Уроки можно проходить по 5 февраля, но материалы остаются на сайте, так что их можно посмотреть в любое время. 


#школа #технологии #обучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (7346) от 31.01.2023 под заголовком «Погоду не подскажете?».


Комментарии