В Петербурге завершился фольклорный фестиваль «Вся Россия» для исполнителей в возрасте от 14 до 35 лет
Петербургский фестиваль-конкурс народной культуры «Вся Россия» молод — он проходил только во второй раз, да и устроен был для исполнителей в возрасте от 14 до 35 лет. Соревнующихся стало гораздо больше, чем в прошлом году, — более трехсот заявок из Петербурга, Кронштадта, Ленинградской области, Великого Новгорода, Ростова-на-Дону, Пскова, Сланцев, Шлиссельбурга. Выросло и число номинаций: к народным танцу, музыке, вокалу и декоративно-прикладному искусству добавились конкурсные направления «Этностиль в одежде» и «Народно-стилизованный танец».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Расширение программы фестиваля обусловлено временем, поскольку этника все чаще и все глубже внедряется в современные дизайнерские и музыкальные тренды, становится востребованной не только в среде профессионалов-этнографов и любителей фольклора, но и у широкой публики. Как, например, народно-стилизованный танец. Размашистый, смелый, эмоциональный, не ограниченный рамками многовековых традиций, использующий всевозможные и, как кажется, несочетаемые движения и приемы. «Гремучая смесь» фолка, современной хореографии и даже акробатики создает на сцене образ настоящего русского характера. Видимый, почти осязаемый. И очень понятный современному зрителю.
Знаменитым и раскрученным фестиваль пока не назовешь. И хотя, по словам организаторов, через его площадки за четыре октябрьских дня прошли около тысячи человек, на заключительном гала-концерте в небольшом Голубом зале Дома молодежи Василеостровского района зрителей, не связанных с конкурсантами, было немного. А жаль. Потому что такую концентрацию молодых, красивых и талантливых людей, увлеченных фольклором и народной культурой (танцующих, поющих или делающих успехи в дизайне), на одной площадке наблюдать можно нечасто. Здесь, например, только раз в году, а происходило много чего.
Во-первых, ежедневные очные прослушивания и просмотры примерно двухсот номеров по направлениям (заявки собирали с июля, заочный отборочный тур проходил в начале октября, в финал вышли 88 коллективов и исполнителей). Во-вторых, после каждого прослушивания — «разбор полетов». На специальном вечернем «круглом столе» члены жюри, профессионалы в своей области, комментировали номера, указывая на их сильные и слабые стороны — получался своеобразный мастер-класс для артистов и руководителей ансамблей. В-третьих, яркие внеконкурсные программы, которыми заканчивался каждый фестивальный день. Сначала это был концерт «Новая русская музыка» от участников творческого объединения Mader nort. Во второй день — программа «По заветам старины», представленная сразу двумя профессиональными коллективами — фольклорным ансамблем Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (в его исполнении прозвучали календарно-обрядовые, свадебные, лирические, хороводные, плясовые песни и скрипичные наигрыши, записанные в Архангельской, Брянской, Псковской, Смоленской областях и в Республике Коми) и фольклорно-этнографическим ансамблем государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» (карельские, вепсские и заонежские традиционные лирические и свадебные песни, танцы и наигрыши).
Концертные форматы внеконкурсной программы на третий день решительно сменила веселая «Вечерка», в которой, по определению, зрителей не бывает. Все участники. За музыкальное сопровождение в этот вечер отвечал петербургский ансамбль с забавным названием «А где все?». Как объясняют сами артисты, это имя родилось само собой: просто ансамбль — объединение ярких индивидуальностей, которые часто разбегаются в неизвестном направлении, так что у руководителя Варвары Летягиной неизменно возникает именно этот вопрос.
Блистали и зажигали гостей на «Вечерке» и другие коллективы: созданный на базе дома культуры «Созвездие» Калининского района ансамбль народной песни «Красно солнышко» (в репертуаре — традиционные песни календарного цикла, музыкально-песенный фольклор разных областей России, а также духовная музыка и авторские произведения, игры и обряды), детский фольклорный ансамбль «Денница» и новгородский фольклорный театр «Кудесы».
Про «Кудесы» стоит рассказать отдельно. Описывать их звонкие песенно-плясовые чудеса на сцене дело сложное и, пожалуй, неблагодарное — это надо увидеть. Можно сказать, что театр реконструирует новгородские народные драмы и праздники народного календаря, создает фольклорно-этнографические фильмы, формирует богатейший фольклорно-этнографический аудио- и видеоархив… Все это верно, но вовсе не передает впечатления от жизни дружных и очень профессиональных ребят-новгородцев на фестивальной площадке.
На фестиваль «Вся Россия» в Петербург «Кудесы» приехали во второй раз. В прошлом году они привозили сюда только хореографический номер, с которым стали лауреатами первой степени. Нынче на конкурс новгородцы прибыли более массово, в составе 19 артистов, как танцующих, так и поющих. Так что и «букет» наград получился солиднее — два диплома лауреата первой степени (в номинациях «Народный вокал» и «Народный танец», ансамбли) и «Гран-при» за вокал.
На родине их называют современными хранителями русской народной культуры новгородской земли и основоположниками современного фольклорно-этнографического движения. Звучит громко, но вполне обоснованно. Фольклорный театр «Кудесы» — это преподаватели и учащиеся Новгородской детской музыкальной школы русского фольклора. Только не театр был открыт на базе школы, как это обычно бывает, а, напротив, школа создана новгородским театром «Кудесы». И это была первая в России музыкальная школа русского фольклора. Официально она заработала в 1984 году, а на деле родилась раньше.
— По сути, этому коллективу больше сорока лет — так или иначе работу по его созданию я начинала со студенчества, с кафедры народного пения в Ленинградском институте культуры им. Крупской, — говорит Марина Бурьяк — создатель и художественный руководитель фольклорного театра «Кудесы», директор Новгородской детской музыкальной школы русского фольклора, заслуженный работник культуры, доктор педагогических наук.
Сейчас в школе занимаются около 150 человек, самым младшим ученикам всего по четыре года. Базовая программа такая же, как в обычной музыкалке (фортепиано, народные инструменты, сольфеджио, музлитература), плюс к этому — фольклорные дисциплины: пение ансамблевое, вокал, хореография.
— В последнее время мы не занимаемся с малышами от года, как раньше, мы теперь принимаем детей только с четырех-пяти лет, — рассказывает Марина Клавдиевна. — Дело в том, что выпускники, закончившие нашу и общеобразовательную школы, практически все уезжают в Москву и Петербург, в Новгороде никто не остается. Поэтому преподавательских рук на совсем маленьких не хватает. Но методики у нас разработаны на все возрасты, и они действенные — мы быстро погружаем ребятишек в формульную певческую среду и в хореографию.
Для тех, кто не силен в музыкальной терминологии, поясним: формульная певческая среда — это интонационно-формульный этнорепертуар, который используется для формирования и становления певческого интонирования у малышей и даже у младенцев. Кроме того, формульность — это основной принцип мелодической организации в песнопениях народной и церковной традиций.
— Все это большой труд детей и педагогов, — говорит Марина Бурьяк. — И не только в классах. Это бесконечные экспедиции, погружение в этносреду, расшифровки… В Новгороде собирать уже нечего, теперь ездим к славянам в Белоруссию.
Театр «Кудесы» и концертные коллективы школы удостоены золотой медали международного фольклорного конкурса «Орфеева Дарба», они 30‑кратные обладатели «Гран-при» международных и всероссийских конкурсов, дважды выигрывали престижный международный фестиваль-конкурс Absolute Grand Prix.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
А на фестивале «Вся Россия» «Гран-при» в номинации «Хореография» (направление — народно-стилизованный танец) получил петербургский образцовый хореографический ансамбль «Сюрприз». В «прикладной» номинации «Этностиль в одежде» «Гран-при» также у петербурженки — мастерицы Марины Олимпиевой, представившей на конкурс коллекцию красивейших венцов — традиционных и авторских. Увидеть их можно было на дефиле традиционной одежды, головных уборов и украшений, а также авторской одежды с элементами традиционных мотивов. Этот показ организаторы фестиваля устроили в последний день, перед гала-концертом. Зрительницы не только любовались и аплодировали моделям — многие фотографировали и даже торопливо зарисовывали отдельные детали нарядов, очевидно, рассчитывая позднее воспроизвести увиденное в своих сарафанах и платьях.
Читайте также:
В Петербурге пройдёт осенняя программа музейного фестиваля «Детские дни»
Санкт-Петербургская консерватория проведёт XXIV фестиваль «Международная неделя консерваторий»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7775) от 21.10.2024 под заголовком «Это надо видеть и слышать».
Комментарии