В Петербурге завершается строительство Многофункционального научно-хранительского центра Кунсткамеры

В Шувалове на Заповедной улице, 51, как уже знают наши читатели, завершается строительство Многофункционального научно-хранительского центра Кунсткамеры. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» побывали в новом здании старейшего музея России и своими глазами убедились, что почти все готово к приему раритетных экспонатов.

В Петербурге завершается строительство Многофункционального научно-хранительского центра Кунсткамеры | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Адрес нового комплекса Кунсткамеры вполне соответствует месту, где он располагается, — совсем рядом природный заказник «Новоорловский» и Шуваловский карьер, который городские власти планируют преобразовать в зеленую рекреационную территорию. Нас встречает Сергей Хмелевский, представитель компании — генерального подрядчика строительства. У него в руках большая связка ключей от готовых помещений.

Но экскурсию он начинает с краткой истории строительства. В конце 1980‑х годов на этом месте возвели пятиэтажную железобетонную «коробку» с небольшой башней для Института прикладной астрономии РАН. Экономические сложности превратили эту постройку в типичную «заброшку». Несколько лет назад было принято решение создать на этом месте хранительский центр для Кунсткамеры по аналогии с комплексом Эрмитажа в Старой Деревне. Работы начались в 2021 году.

Наш гид поясняет, что от постройки для астрономов было оставлено два этажа, такому «остову» потребовалось усиление несущих конструкций. Теперь это трехэтажное здание и называется административный корпус. Для краткости в названии не указан весь разнообразный функционал. Башня также трехэтажная, в ней два лифта (пассажирский и грузовой) и удобная лестница, ведущая на все уровни здания. Рядом «с нуля» возведен семиэтажный хранительский корпус, но и его назначение намного шире.

Мы начали с обхода комплекса снаружи. До него по кратчайшему пути от Заповедной улицы не более полусотни метров. На первом этаже размещаются выставочный и читальные залы, а также небольшой магазин музейных сувениров. Для создания выразительного силуэта угол здания у парадного входа срезан. Там можно разместить скульптуру большого размера. Например, увеличенную копию ритуальной маски или лодки, на которой путешествовали древние люди. Такой объект может стать логотипом новой Кунсткамеры. Для справки: таким лого нынешней Кунсткамеры является силуэт ее здания, построенного в XVIII веке.

Корпуса связаны между собой двухэтажным переходом, хранительский корпус имеет свой главный вход под стеклянным навесом. С торца этого здания расположена специальная площадка для выгрузки с автомашин ящиков с экспонатами. Лифт грузоподъемностью две тонны поднимет их на любой этаж. Сейчас на этом торцевом фасаде рабочие завершают монтаж композитных панелей. Под ними находится толстый слой утеплителя, что важно для поддержания климата, комфортного для хрупких этнографических экспонатов. Небольшие фрагменты стен отделаны панелями бирюзового и желтого цветов, фирменных для музея с 2015 года, когда создавалась новая айдентика Кунсткамеры.

Заходим внутрь комплекса, начиная с административного корпуса. На первом этаже — светлое помещение выставочного зала площадью более 600 кв. метров, что дает возможности как для показа открытого хранения, так и для новых инновационных проектов. На втором — конференц-зал на 200 мест. Что важно: он двухсветный, то есть освещается окнами второго и третьего этажей. Проектировщики позаботились о том, чтобы в нашем северном климате увеличить время, когда можно работать при естественном освещении.


Кунсткамера2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


В коридорах, на дверях, ведущих в служебные помещения, уже размещены временные таблички, например, «Приемная», «Кабинет директора», «Офисное помещение отдела этнографии Австралии, Океании, Индонезии». Всего в этом корпусе 64 кабинета, в них уже расставлена мебель.

Переходим в хранительский корпус, который состоит из помещений пятнадцати лабораторий по реставрации предметов из разных материалов — металл, мех, текстиль, кожа и других. В одном из хранилищ (всего их 48) Хмелевский демонстрирует системы газового пожаротушения, устройства автономного микроклимата, холодильники. В помещениях установлены передвижные стеллажи для хранения экспонатов. Заглядываем в хранилище оружия, там установлены специальные мощные стеллажи. Стены этого помещения, а также хранилища предметов из драгоценных металлов имеют специальное усиление, поскольку здесь предстоит установка бронированных дверей и дверных решеток. Все оборудование нового комплекса Кунсткамеры, между прочим, отечественного производства, в основном — петербургского.

В этом же корпусе будут располагаться помещения научной библиотеки и архивохранилища Кунст­камеры, условия там такие же, как для хранения этнографических раритетов. Завершаем экскурсию на крыше хранительского корпуса. Это самая высокая точка новой Кунсткамеры, которой, на наш взгляд, предстоит стать культурным центром северной части Петербурга — здесь строится жилье, работают научные учреждения и современные производства, а также находятся памятники природы и промышленной архитектуры.


Кунсткамера3_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


По словам Андрея Головнева, директора Кунсткамеры, сейчас в фондах музея насчитывается более 1,3 млн предметов. Поэтому новый комплекс ему жизненно необходим. Еще предстоит большая работа по выставочной программе, в частности, задуман показ этнографии Китая.

На открытии новой экспозиции Индии Головнев отметил, что посещение Кунсткамеры должно привести посетителя к трем открытиям: как произошел человек, что представляет собой кругосветное путешествие по народам и как родилась наука в России. Этой задаче будет служить и новый комплекс в Шувалове, ради этого обновляется и экспозиция на Университетской набережной.

Редакция благодарит государственную компанию «Единый ­заказчик в сфере строительства» за помощь в подготовке материала.


#кунсткамера #музей #открытие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7693) от 28.06.2024 под заголовком «Океания на Заповедной».


Комментарии