В Петербурге завершается реставрация церкви Смольного монастыря
Завершается реставрация церкви Захарии и Елизаветы, которая находится в северо-западной башне ансамбля Смольного монастыря и сохранила подлинные интерьеры Франческо Бартоломео Растрелли.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
У этого храма необычная судьба. Он был заказан Елизаветой Петровной в честь своей небесной покровительницы. Поначалу строился как двухсветный. Но, когда в 1762 году работы, которые продолжались 13 лет, были завершены, императрицы уже не было в живых, и храм был поделен на две церкви. Захарии и Елизавете достался верхний, третий, этаж. Ниже разместилась церковь Александра Невского.
Когда в 1765 году состоялось освящение верхней церкви, Растрелли уже навсегда покинул Россию. Представьте себе помещение со сводчатыми потолками, где основную часть пространства занимает барабан с двумя ярусами окон - узкими вертикальными и круглыми. Интерьер украшен барочным лепным растительным декором и многочисленными головами херувимов. По легенде, Елизавета, не любившая подобные западно-христианские «штучки», не смогла отказать своему обер-архитектору.
Как рассказывает сегодня Андрей Смелков, заместитель начальника управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП, интерьеры создавались под наблюдением Растрелли. В ходе реставрации был найден первоначальный розовый цвет стен, а также ложные окна с росписью по штукатурке, имитирующей оконный переплет.
На парусах сводов хорошо сохранилась живопись с изображениями святых, апостолов и московских святителей. На одном четко читается надпись «1765. Петр Пиленко». Имя этого художника упоминается в архивных документах, теперь этому найдено натурное подтверждение. Экспертам предстоит решить, можно ли просто законсервировать живопись с минимальными дополнениями, усилив ауру оригинала, или потребуется более серьезная реставрация.
Уже воссозданы две металлические галереи в барабане для обслуживания обоих ярусов окон. Сейчас основное внимание специалистов сосредоточено на реставрации наборного паркета, также созданного по эскизам Растрелли. Других в церковных интерьерах, созданных архитектором, нигде не сохранилось. Сергей и Дмитрий Комковы, реставраторы высшей и первой категории, соответственно, поясняют, что этот паркет впервые «лечится» в условиях мастерских. Его привезли туда вместе с несущими конструкциями - подложкой. Основу паркета составляет дуб. Кленовые вставки светлые, орех - темнее. Мастера XVIII века создавали наборный паркет «по месту». К дубовой основе сначала прикладывался «завиток» из другого сорта дерева, а потом для него с помощью набора стаместок вырезалось место в основе. Сегодня если фрагмент пола утрачен, то с помощью зарубок, оставшихся на подложке, и аналогов в других частях пола можно точно восстановить рисунок. Много хлопот доставляет реставраторам мастика советского времени, которая въелась в дерево. Она предназначалась для простого, а не наборного паркета...
Но в целом церковь Захарии и Елизаветы сохранилась хорошо. Она редко использовалась для служб и, судя по расчисткам, косметически ремонтировалась два или три раза. Зданию повезло и после 1917 года. Сначала там обитали «скромные» организации, а с 1948-го по 1994 год находился архив Ленинградского обкома КПСС. Декор и росписи, конечно, спрятали под побелкой, но зато строго следили за влажностью и температурой. Сейчас пользователем здания является СПбГУ.
В 2017 - 2020 годах на реставрацию церкви Захарии и Елизаветы выделено из кгиоповской программы более 112 млн рублей. Нынче из бюджета также выделены 24 млн рублей на реставрацию церкви Александра Невского - и там начались работы.
По словам Андрея Смелкова, в историческом перекрытии высотой около метра сохранились подлинные конструкции с гвоздями и дранкой по войлоку. Утраты будут воссозданы аутентичными материалами, чтобы можно было проследить всю историю редкого памятника.
Сейчас СПбГУ является пользователем здания, в котором находятся церковь Захарии и Елизаветы и церковь Александра Невского. Как можно в дальнейшем их использовать? Вряд ли они могут служить для учебного процесса Университета. По некоторым источникам, когда пять лет назад готовилась передача Смольного собора в пользование РПЦ, поднимался вопрос и о передаче всех четырех угловых башен ансамбля Смольного монастыря, где до 1917 года располагались храмы. Там молились обитательницы Вдовьего дома, занимавшего кельи после упразднения монастыря, а также воспитанницы соседних заведений - Смольного института благородных девиц и Александровского института девиц мещанского происхождения. Но официальная информация об этих переговорах отсутствует.
Другой возможный вариант использования памятника Растрелли - создание в отреставрированных интерьерах музейной экспозиции по богатейшей истории места: Смольный двор - Смольный монастырь - Вдовий дом - учебные заведения - партийный архив... Возможен и третий вариант - совместное использование: праздничные церковные службы и уместные в храмах светские события в остальное время.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (6687) от 27.05.2020 под заголовком «Растрелли из партархива».
Комментарии