2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге запустили тестирование новой системы оплаты проезда в трамваях по геолокации

В дюжине трамваев 24‑го маршрута началось тестирование новой системы оплаты проезда по геолокации Open loop. Пока это лишь тестирование и в нем принимает участие ограниченная группа сотрудников «Горэлектротранса», но позже к испытаниям планируют привлечь и других пассажиров-«нетранспортников». А в случае если система себя оправдает, трамвайный «пилот» масштабируют, внедрив на других маршрутах наземного электротранспорта, а также автобусах «Пассажиравтотранса».

В Петербурге запустили тестирование новой системы оплаты проезда в трамваях по геолокации  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Технология оплаты проезда в общественном транспорте по геолокации Open loop — проект Министерства транспорта России (оpen — значит «открытый», а loop на русский язык можно перевести как «петля», «цикл», «цепь»). Он реализуется с помощью мобильного приложения «Транспорт+». В Минтрансе такую оплату еще называют «умной» и видят в ней в будущем удобную и эффективную замену дорогостоящим валидаторам. Разработки перспективных цифровых решений проводятся в рамках реализации стратегической инициативы «Зеленый цифровой коридор пассажира».

Подготовка трамвайных вагонов петербургского маршрута № 24 к тестированию новой системы оплаты заключалась в оснащении их Bluetooth-метками, с которыми могут взаимодействовать мобильные телефоны пассажиров. Человеку для этого достаточно скачать приложение «Транспорт+» на свой телефон. При посадке в трамвай (обязательное условие — включенная геолокация и Bluetooth на устройстве) гаджет определит геопозицию и идентифицирует перечень транспортных средств, в которых может находиться пассажир. В смартфоне высвечивается номер маршрута и бортовые номера ближайших трамваев, после чего человеку остается лишь выбрать тот, в котором он находится, и нажать кнопку «оплатить».

Оплата разового проезда проходит сразу, а данные о купленном билете отображаются на главном экране и в личном кабинете гражданина в мобильном приложении. Проверить ее можно как визуально (на билете в приложении появляется статус «Оплачено»), так и с помощью ручного терминала кондуктора или контролера — так же, как сейчас проверяется оплата через СБП, по последним четырем цифрам телефона.

Купить виртуальный билет можно непосредственно во время поездки, не проталкиваясь через заполненный салон к штатному валидатору или не вставая с кресла. Как это происходит, руководство городского транспортного блока в конце прошлой недели продемонстрировало заместителю министра транспорта России Дмитрию Баканову и петербургским журналистам прямо в салоне трамвая № 24.

— Важно, что пассажир при этом не сходит с места, не прорывается через людей, чтобы дотянуться до валидатора на поручне, — подчеркнул директор «Гор­электротранса» Денис Минкин. — Это удобно, комфортно и, на мой взгляд, уважительно по отношению к пассажиру. Второй момент — технологический, важный для нас как для эксплуатирующей организации, — это размер вложений. Вся модернизация происходит на уровне телефонного приложения, и это не наши затраты. Оборудование внутри трамвая элементарно и минимально. Это очень дешево по сравнению с бесконечной модернизацией ­системы СЭКОП, которую мы сейчас используем, — пояснил Минкин.

Вообще‑то в технологии оплаты проезда по геолокации мы не пионеры — на постоянной основе такие системы уже работают в Яро­славле, Рыбинске, Ижевске и Твери, где было совершено более десяти миллионов поездок. Началось ее внедрение и на железнодорожном транспорте: «умная» оплата доступна в электричках Казани, Калининграда и Нижнего Новгорода. Там эта система позволяет автоматически списывать деньги за поездки, основываясь на том, где пассажир сел и где вышел, то есть по факту всего совершенного путешествия (иногда с некоторыми задержками или ошибками, из‑за чего у пользователей возникают непонимание и претензии в необоснованном снятии денег со счета).

Но у петербургского проекта Open loop — своя уникальность: технология полностью интегрирована с существующими ­программными средствами «Горэлектротранса» и АСУ ГПТ «Организатор перевозок» (серверами обработки разовых платежей и контроля оплаты проезда). У нас автоматического списания денег не предусмотрено — покупку билета нужно подтверждать вручную.

Об этом участникам презентации рассказал председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев:

— Внедряемая в Петербурге оплата проезда по геолокации имеет свои уникальные особеннос­ти. Во-первых, у нас невозможно списание денежных средств без согласия на то самого пассажира. Также без согласия последнего ­невозможны сбор и систематизация данных о перемещении пассажира. Кроме того, списание денежных средств осуществляется сразу при оплате проезда, а не в конце дня по результатам всех поездок, — пояснил чиновник.

Тестирование системы оплаты по геолокации было одной из тем, обсуждавшихся на стратегической сессии «Цифровизация транспортной отрасли Петербурга. Новые возможности, вызовы, достижения», которая прошла в троллейбусном парке № 1 «Горэлектротранса» минувшим летом. Именно тогда были озвучены планы по испытанию этого способа оплаты в Петербурге осенью 2024 года, по итогам которого будет приниматься решение о масштабировании проекта на всю наземную транспортную сеть города.

Минтранс РФ планирует в ближайшее время запустить данную технологию еще в нескольких регионах страны, включая юг России, Сибирь и Дальний Восток.

Читайте также:

В Петербурге утверждён региональный стандарт транспортного обслуживания пассажиров на ближайшие пять лет

До кольца — двойной тариф. Сколько стоил проезд по всему маршруту в трамваях Ленинграда




#трамвай #оплата #билеты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7804) от 02.12.2024 под заголовком «Проезд оплатим по геолокации».


Комментарии