В Петербурге водители судятся с коммунальщиками из-за разбитых машин
Никуда не денешься, но ныне — время снега, льда, ненависти к городским службам и… судебных разбирательств из‑за поврежденных сосульками автомобилей.
В появлении любой дырки есть виновный. Кто‑то не вовремя сбил сосульку. Кто‑то некстати припарковался под ней. / ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
В последние дни очень не везет ЖКС № 2 Центрального района. Всего за семь дней в Куйбышевском районном суде его «ощипали» почти на два миллиона рублей.
История Виктора Б. (вернее, его автомобиля) относится к прошлому году. Машина была припаркована во дворе у дома № 7 по Мучному переулку. «В результате схода и падения снега и наледи с крыши здания» (устоявшаяся судебная формулировка) оказалась поврежденной задняя часть иномарки. Надо отметить, что пострадавший оказался во всеоружии: суду были предъявлены не только показания свидетелей, но и видео с камеры наблюдения, объектив которой, к счастью, был направлен прямо на место «преступления».
Результаты экспертизы, разумеется, тоже имелись: рыночная стоимость восстановительного ремонта была оценена в 397 298 рублей.
Юрист управляющей компании смог противопоставить лишь слабые возражения. Судья констатировала, что ответчик, по сути, не сумел оспорить сумму иска. Мало того: управляющая компания даже не стала ходатайствовать о проведении судебной экспертизы. Либо руководство жилкомсервиса было уверено в правдивости суммы, выставленной истцом, либо… Впрочем, даже не хочется предполагать, что же еще могло быть причиной таких очевидных пораженческих настроений..
Итого: суд взыскал с жилкомсервиса № 2 Центрального района в пользу гражданина Виктора Б. в счет возмещения ущерба 397 298 рублей и судебные расходы — 10 708 рублей. Всего, стало быть, 408 006 рублей.
Вторая история круче, хотя обстоятельства идентичны и даже автомобиль той же марки. И стоимость восстановления разбитого кузова, высчитанная экспертами, почти как под копирку: 397 108 рублей. Только место события другое: льдина упала с дома № 109 по Лиговскому проспекту. Территория все того же ЖКС № 2 Центрального района.
Суд вменил управляющей компании в обязанность выплатить пострадавшей основную сумму ущерба, расходы на экспертизу и на оплату услуг адвоката, нотариуса и госпошлину. Дополнительно — по собственному почину — судья решила взыскать в пользу пострадавшей еще 190 000 рублей в качестве штрафа за то, что управляющая компания не решила вопрос с покрытием ущерба в досудебном порядке. Всего 625 065,23 рубля.
Еще история — по нарастающей. Дзержинский районный суд рассмотрел иск Ирины А. о возмещении вреда к жилкомсервису № 3 Центрального района. Кусок льда свалился на ее машину во дворе дома № 13/48 по Потемкинской улице.
Надо отдать должное юридической службе управляющей компании: она все же попыталась бороться. В частности, в зале суда от представителя ответчика прозвучало, что истица не смогла доказать факт причинения ей убытков по вине жилкомсервиса. Не установила такие факты и полиция.
И тут суд заявил, что в данных обстоятельствах бремя доказательств лежит… на управляющей компании. То есть не пострадавший должен убедить суд в том, что он пострадал по вине ответчика, а наоборот — ответчику необходимо доказать свою невиновность. Таким образом, ныне в зимнем Петербурге есть лица (юридические), в отношении которых установлена презумпция виновности.
ЖКС № 3 Центрального района проиграл. Суд взыскал с него… 884 491,91 рубля: основной ущерб — 529 661,27 рубля, моральный вред — 40 000 рублей, штраф — 284 830,64, судебные расходы — 30 000.
Разумеется, нет ни малейшего желания сомневаться ни в правильности выводов экспертов, ни в целесообразности решений судов… (Ну разве что — в крепости кузовов иномарок.) Зато есть желание посчитать деньги.
Ныне команда профессиональных промышленных альпинистов берет по 35 — 40 рублей за очистку от снега и льда квадратного метра скатной кровли или погонного метра карниза. Площадь кровли дома № 109 по Лиговскому проспекту — 1150 квадратных метров (по данным портала «Наш Санкт-Петербург»). То есть ее разовая очистка обойдется в 40 250 рублей. На сколько чисток хватило бы денег, которые теперь жилкомсервис должен выплатить пострадавшей истице?
Дом № 13/48 по Потемкинской гораздо больше. Его кровля — 2650 «квадратов», так что из денег, «отсуженных» автовладелицей Ириной А., можно было бы заплатить альпинистам за восемь выходов на кровлю, да еще хватило бы на горячий кофе для них.
Что‑то есть противоестественное в таких историях. С одной стороны, конечно, плохо, когда что‑то или кто‑то вредит чужому имуществу. С другой… Ну ведь каждому, у кого есть глаза, видно, что делается на кровле! Не стоит ли признать, что автовладельцы, упорно оставляющие незащищенные машины прямо под карнизом зимних кровель, идут на некоторый риск?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7104) от 07.02.2022 под заголовком «Рискуете, господа?».
Комментарии