В Петербурге у трех домов-памятников могут отнять защитный статус

Три здания-памятника в обозримом будущем могут быть сняты с охраны. Защитный статус КГИОП готовится отнять у дома Бенкендорфа, жилого дома при Озерковском вокзале и дачи в Шувалове.

В Петербурге у трех домов-памятников могут отнять защитный статус | Дом при Озерковском вокзале. / ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

Дом при Озерковском вокзале. / ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

В последнее время петербуржцы могли составить представление о невиданном росте числа памятников архитектуры, появившихся в городе. Так, недавно «Санкт-Петербургские ведомости» писали (в номере от 18.10.2021): «Дома Левина и Глухарева стали 47-м и 48-м объектами, включенными в региональный реестр в 2021 году»... Но, вероятно, немногие знают, что все эти 48 зданий и до 2021 года были памятниками, только числились в другом реестре – выявленных объектов культурного наследия. То есть с домами ничего не произошло: они как были под охраной, так и остались.

Между тем незаметными для многих оказываются случаи, когда дома снимают с охраны. То есть исключают их из реестра выявленных и не включают в реестр региональных.

Например, такая судьба скоро постигнет особняк фон Бенкендорфа на Крестовском проспекте, 4, литера Б, одноименного острова. Это двухэтажное здание на высоком цоколе было построено в 1910 году по проекту архитектора Эриха Густавсона. В 2000-м здание прошло реконструкцию по проекту архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэля Даянова. В частности, была надстроена мансарда. Внутри обустроили четыре квартиры.

В прошлом году по заказу ООО «Крестовский» (по данным kartoteka.ru, на 99,9% принадлежит кипрской компании «Мивелиа лимитед»), совладельца помещений, была проведена историко-культурная экспертиза. Ее автор Тамара Егорова рекомендовала снять дом с охраны. Она обосновала свое решение тем, что особняк «нельзя отнести к ярким примерам работ архитектора Э. В. Густавсона», а в результате реконструкции 20-летней давности «утрачены многие авторские проектные решения», в том числе конфигурация кровли и внутренняя планировка с печами и каминами.

Аргументация довольно странная. Ладно бы если отсутствие ценности обосновывалось только рядовой архитектурой. Но Егорова, по сути, свела на нет усилия ныне покойного Рафаэля Даянова, который, к ее сведению, был архитектором-реставратором и членом Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города. И ведь эту реконструкцию тогда, 20 лет назад, полностью одобрил КГИОП, сочтя, что такие работы не исказят облик памятника.

Шувалово_дача.jpg

ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

Впрочем, непоследовательность в действиях этого уважаемого ведомства проявляется не впервые. В 2016 году инспекторы сняли с охраны западную часть Крестовского острова, а именно — все пространство вокруг стадиона за исключением аллеи к памятнику Кирову. Основанием для «уточнения границ» парка-памятника стало то обстоятельство, что возле стадиона не сохранилось исторического планировочного решения – его застроили спортивными комплексами. Хотя все эти объекты появились в 2008 – 2014 годах в рамках приспособления парка для современного использования, а в историко-культурных экспертизах, согласованных КГИОПом, утверждалось, что их размещение не оказывает негативного влияния на предмет охраны.

В сентябре вердикт Тамары Егоровой по особняку фон Бенкендорфа поддержала рабочая группа при... Совете по сохранению культурного наследия. Да, в его составе уже нет Даянова. Но неужели оставшиеся члены совета так быстро забыли о своем коллеге? Как бы то ни было, сейчас готовится распоряжение о снятии особняка Бенкендорфа с охраны как памятника.

Два свежих примера «пришли» из дачной местности – Озерков и Шувалова. Там некое ООО «Рипристино» (по сведениям kartoteka.ru, принадлежит Василию Дворецкому) оплатило историко-культурные экспертизы по двум выявленным памятникам, и в обоих случаях эксперт Ян Губин рекомендовал снять статус.

Одно из зданий числится по Чистяковской улице, 1а, и выходит к станции Озерной Детской железной дороги. Благодаря краеведу и постоянному автору «Санкт-Петербургских ведомостей» Андрею Жданову наши читатели знают, что эта детская дорога была построена на трассе «взрослой» – Приморской. Здесь, между Чистяковской и Железнодорожной улицами, находился Озерковский вокзал Приморской железной дороги. Он был построен в 1893 году и состоял не только из вокзального здания, но и жилого дома при нем. А еще тут был ресторан, завсегдатаем которого был Александр Блок, и именно тут он написал знаменитую «Незнакомку». К 1930-м все вокзальные здания были утрачены – за исключением того самого жилого дома. Он сегодня и признан выявленным памятником.

Что же о нем пишет Ян Губин? Он отмечает, что «на мансардном уровне во фронтоне было устроено два окна вместо одного, декор и обшивка полностью утрачены», «здание не является важным градообразующим элементом квартальной застройки». Дом «представляет собой пример рядовой, утилитарной застройки, типовой для архитектуры Санкт-Петербурга и широко представленной в застройке бывших дачных территорий», полагает Губин.

Кстати, те же слова тот же эксперт, как под копирку, использует и в отношении деревянной дачи на Первомайской улице, 13, в соседнем Шувалове. Ее тоже готовятся снять с охраны по заказу той же фирмы «Рипристино».

Одноэтажное деревянное здание дачи расположено на вершине уступа. Оно было построено на рубеже XIX – XX веков. В 1950-х годах с северной стороны была пристроена веранда. Одним из владельцев дачи был глава российской военной разведки генерал Николай Августович.

Появление поздней веранды, по мнению Губина, повлияло на подлинность. По его мнению, «архитектурно-художественная отделка фасадов здания в русском стиле является лапидарной и типовой для дачной архитектуры»...

Это только последние случаи. На самом деле их куда больше. Угроза лишения статуса повисла над чулочно-красильным цехом и юго-западной частью Главного трикотажного цеха фабрики «Красное знамя» на Пионерской улице, 53. Там заказчиком выступает группа AAG, которая намеревается построить на территории жилой комплекс. Кроме того, в феврале лишились статуса три из шести зданий комплекса товарищества механического производства обуви «Скороход» на Заставской улице, возле Московских ворот.


#исторические здания #КГИОП #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7049) от 12.11.2021 под заголовком «Ох, странно идет охрана...».


Комментарии