В Петербурге создают первые в России суда-беспилотники

Петербуржцы приступили к созданию первых в России легкосборных судов-беспилотников. Основу для них делает Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ), а когда композитные корпуса будут готовы, Политехнический университет (СПбПУ) оснастит их инновационной начинкой и передаст четыре готовых катамарана Кронштадтскому морскому кадетскому военному корпусу. Опытный образец подобного судна, предназначенного для образовательных проектов, будущие моряки получили еще в сентябре прошлого года.

В Петербурге создают первые в России суда-беспилотники | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Инициаторами такого проекта, обозначенного шифром «Катамаран-КК» выступили молодые инженеры, аспиранты и студенты СПбПУ. Подготовительные работы два подразделения этого вуза - Центр развития инновационной деятельностью (ЦРИД) и творческая мастерская «Фаблаб Политех» - выполняли в рамках того раздела программы национальной технологической инициативы, который предусматривает обновление Военно-морского флота России и привлечение туда новых перспективных технологий.

Работы велись при поддержке отечественного Фонда содействия инновациям, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), куда входит СНСЗ и Яхт-клуб Санкт-Петербурга. Первое радиоуправляемое роботизированное судно катамаранного типа, которое юные кронштадтцы опробовали в прошлом году, политехники спроектировали для проведения удаленных работ в малодоступных и опасных местах акваторий.

Но это не в полной мере морской робот, считает руководитель ЦРИД Алексей Майстро. Такие катамараны оснащены защищенными от влаги манипуляторами, с помощью которых можно проводить замеры, оценивая в режиме реального времени уровень радиации, качество воздуха и воды (по 15 параметрам), чтобы вести непрерывный экологический мониторинг. На их борту размещен также эхолокатор, позволяющий составлять карты глубин и искать подводные объекты.

В эти катамараны нового поколения вуз постарался заложить инновации мирового уровня, сделав их по-настоящему многофункциональными, отмечает Виталий Сергеев, проректор по научной работе СПбПУ. Они нужны не только для исследовательских работ, но и для проведения учебных занятий, чтобы знакомить будущих мореплавателей с основами робототехники, теорией и практикой управления судами...

Два киля-поплавка, соединенные мостовой частью, для каждого из таких судов специалисты СНСЗ создают на основе углеродного волокна, «сращивая» полимерные материалы в матрице методом вакуумной диффузии. А потом за дело берутся политехники, которые устанавливают на компактные маломерные катамараны солнечные батареи, систему управления и другое современное оборудование.

После финальной сборки (за нее отвечает СПбПУ) новые катамараны будут испытаны в Финском заливе и переданы кронштадтским кадетам.

Опыт работ в этой сфере Политех получил в прошлом году, участвуя вместе со специалистами СНСЗ и Севастопольского морского завода (филиал центра судостроения «Звездочка», входящего в ОСК) в создании опять же первого в России морского беспилотного катамарана проекта 25700 «Пионер-М». Чтобы ускорить сроки проектирования и определить оптимальные параметры этого судна, на котором можно вести целый комплекс исследований, цифровой двойник его корпуса был выполнен в стенах СПбПУ.

#беспилотник #судостроение #современные технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6657) от 09.04.2020 под заголовком «Зачем кадетам плавучий робот».


Комментарии