В Петербурге состоялся VI Форум потребительского рынка Ленобласти
На нем собрались руководители предприятий в сфере продаж, общественного питания, бытовых услуг населению, эксперты и представители деловых объединений и органов власти. Они обсудили состояние и перспективы потребительского рынка в регионе, меры поддержки малого бизнеса и обменялись опытом.
ФОТО АВТОРА
Время одинаковых скидок
Как всегда, на форуме была насыщенная и познавательная деловая программа. Ключевой темой пленарного заседания стала дискуссия «Формула роста: потребительский рынок завтра».
Эксперты констатировали, что среднемесячные расходы покупателей Ленобласти растут и уже приблизились к 25 тысячам рублей.
«В первую очередь увеличиваются затраты на приобретение свежих скоропортящихся продуктов (фруктов, овощей, мяса), — сообщил эксперт в области ретейла Денис Долгачев. — При этом посетители магазинов стали более рациональными. Они следят за своим бюджетом, стараются не делать необдуманных покупок. Каждый второй человек идет в магазин с заранее подготовленным списком необходимых товаров. Тем не менее люди готовы оставить немного денег дополнительно, чтобы себя побаловать. Посещая торговые точки, покупатели обращают внимание на сервис. Это связано с тем, что поход в магазин сегодня стал своеобразным ритуалом, который помогает отвлечься от рутины».
«Постепенно уходит практика, когда люди в поисках скидок обходили несколько магазинов, приобретая в одном месте молоко, в другом — мясо, в третьем — десерт, — добавила бизнес-партнер одной из ретейловых компаний Виктория Лузина. — Сейчас весь необходимый набор покупок ограничивается посещением одного-двух магазинов, поскольку ассортимент продуктов и ценник на них везде примерно одинаковые. В игру «перемани покупателя скидками» торговые сети больше не играют. В этих условиях растут требования к качеству товара и системам лояльности, поэтому продвинутые ретейлеры тестируют нестандартные приемы привлечения покупателей. Например, при офлайн-магазинах оборудуют площадки с мисками воды для собак, появилась новая услуга доставки кофе или набора продуктов до «мамы, гуляющей с коляской».
В целом покупатели чаще выбирают сетевые магазины. Однако если в регионе есть торговая точка с локальными продуктами, она легко перебивает продажи большой сетевой розницы. Это говорит о высоком доверии людей к местным производителям.
Изменилось отношение и к собственным торговым маркам сетей. Если раньше среди этого товара действительно попадался дешевый и некачественный, то сейчас это может быть премиальный продукт.
Безусловно, потребители все больше пользуются цифровыми удобствами. За последний месяц 81 % респондентов совершили покупки онлайн. В офлайновых магазинах 69 % опрошенных покупателей пользуются смартфоном непосредственно в торговом зале, а 45 % активно используют мобильное приложение той или иной торговой сети, чтобы получить информацию о продуктах, новинках и акциях.
Что касается рынка общепита, то в списке его актуальных трендов — скорость обслуживания, демократичные цены, минимизация общения потребителя с обслуживающим персоналом, потребность в развлечениях и общении с кумирами.
«Сегодня горожане не хотят ждать, будь то заказ в ресторане или онлайн-доставка, — подчеркнул ресторатор Павел Крупин. — Люди не желают общаться с официантами и кассирами, поэтому с удовольствием пользуются стойками самообслуживания».
Ярмарка в лавандовых тонах
Украшением форума стали ярмарка и выставка брендов Ленинградской области, на которой были представлены товары местных производителей. Это и мед, и иван-чай, и конфеты из фиников, орехов и сухофруктов, и… скрупсы (кукурузные и гречневые драже в темной и белой глазури), а также изделия из лозы и валяной шерсти, в том числе знаменитые валенки Гатчинского промкомбината.
Индивидуальный предприниматель Яна Карасова из Тосненского района презентовала украшения ручной работы из ювелирной смолы.
«По профессии я экономист, но в какой‑то момент решила совместить приятное с полезным и серьезно занялась своим любимым хобби, — рассказывает она. — Была приятно удивлена, когда мою продукцию стали покупать, после чего решила развивать свои предпринимательские навыки. Оказалось, что это очень интересно».
Яна рассказала, что нынешней осенью актуальны украшения глубоких насыщенных цветов — бургундия (один из оттенков темно-красного цвета), изумруд, а также мята, лаванда.
Любопытно, что лавандовая мода проявляется не только в дизайнерских работах, но и в гастрономии. Так, на стенде производителя копорского чая особенной популярностью у посетителей выставки пользовались чайные сборы, в которых присутствует лаванда.
Стимпанк и бабушкина шарлотка
Традиционно на площадке форума состоялись финал и награждение победителей регионального конкурса «Лучший по профессии в сфере потребительского рынка». Соревнования проходили по нескольким номинациям. За звание победителей боролись бармены, бариста, флористы, кассиры, продавцы автолавок, кондитеры, парикмахеры, дизайнеры одежды и продавцы-консультанты. В отдельных номинациях приняли участие не только предприниматели, но и самозанятые граждане.
Победителями в конкурсе «Лучший по профессии в сфере потребительского рынка» в торговом направлении стали: Марина Рапакова из Подпорожского района («Лучший кассир»), Мая Бутыкина из Волховского района («Лучший продавец-консультант») и Нарине Арутюнян из Волосовского района («Лучший продавец автолавки»). А звание «Лучшего продавца на ярмарке» члены жюри единогласно присудили самому юному участнику конкурса — Борису Романову из Кингисеппского района.
Кировский район прославили кондитеры и бармены. «Лучшим кондитером» стала Евгения Гордиенко, а «Лучшим барменом» — Екатерина Гордиенко.
Звание «Лучший бариста» получила Валерия Власова из Лужского района. Жюри этого конкурса поблагодарило участников за разнообразие работ, вспомнив, что в прошлом году большинство конкурсантов приготовили раф-кофе (кофейный напиток, который готовится путем добавления в порцию эспрессо нагретых паром сливок с небольшим количеством пены).
«В этом году нужно было приготовить и презентовать напиток на основе кофе на тему «Семейный уют», — объяснила серебряный призер в номинации «Лучший бариста» Вероника Лушина из Шлиссельбурга. — Я сделала напиток тирамису — не просто кофе с молоком, а что‑то среднее между напитком и десертом. Он достаточно плотный, с бархатистой текстурой, сливочным вкусом с нотами темного шоколада и послевкусием ореха. А в презентации напитка я использовала шарлотку, которую приготовила из дачных яблок моя бабушка».
Как и год назад, отличились флористы из Выборгского района, заняв два призовых места: золото взяла Варвара Иванова, серебро — Диана Берг.
Парикмахеры на этот раз делали детские прически. Лучше всего это получилось у женского мастера из Тихвина Светланы Перетягиной.
«По заданию конкурса нужно было сделать прическу ребенку до 14 лет, — рассказала она. — Я сделала 13‑летней девочке сложную в исполнении стрижку каскад, а в оставшееся время уложила волосы в прическу с красивыми локонами. Моделью была моя дочь, но, честно признаюсь, дома тренироваться было некогда, так что творила с чистого листа».
Светлана работает по специальности 17 лет и все это время повышает свою квалификацию, но участвовать в конкурсе решилась впервые.
«Мне очень нравится моя профессия, и, когда мне становится скучно, я отправляюсь на учебу, посещаю деловые мероприятия, связанные с моей профессией. Слежу за модными тенденциями. Наблюдая за своими клиентами, исследую особенности рынка. Например, сегодня в салон красоты приводят девочек детсадовского возраста. Особенно много маленьких клиенток весной во время выпускных из детского сада и начальной школы. Современные мамы обещают своим детям яркое окрашивание: «хотя бы одну прядочку». Я всегда стараюсь делать это так, чтобы потом можно было перекрасить. Минувшим летом дети хотели челку-шторку, но я челки не люблю ни у взрослых, ни у детей, потому что они мешают. А еще приходится переделывать домашнее творчество юных экспериментаторов. Дошкольники себя часто сами подстригают…»
По соседству с парикмахерами соревновались дизайнеры одежды. В нынешнем году они представляли швейные изделия для создания свадебного образа.
«Свадебная история сегодня актуальна как никогда, — уверена представитель жюри художник-дизайнер Татьяна Лапшина-Моржова. — Эта тема дает широкие возможности для творчества и креатива. Если раньше был период, когда в свадебной моде были только простые лаконичные модели, то сейчас к ним добавились креативные: сложные объемные платья с кружевами, нестандартные наряды не только белого цвета и даже брючные костюмы».
Победителем в этой номинации стала дизайнер из Всеволожского района Юлия Фатуллаева.
Но неофициальный приз зрительского внимания достался работе мастера из Тосненского района Ольге Шаморовской, которая представила свадебный наряд невесты в стиле стимпанк из… непряденой шерсти.
«Я создаю текстильные изделия — не только одежду, но и обувь, головные уборы и аксессуары из непряденой шерсти, — рассказала Ольга. — В образе, который я презентовала на конкурсе, мне хотелось показать молодую, озорную, нестандартную невесту, которая ценит эпатаж и в то же время красоту и утонченность с элементами классики XIX века. Кроме того, как человек, влюбленный в войлок и шерсть, я хотела показать безграничные возможности этого материла, чтобы на него обратило внимание как можно больше людей».
Не обошлось и без мастер-классов. Их участники узнали альтернативные способы заваривания кофе, получили навыки создания украшений, заменяющих букет невесты, научились готовить песочную корзиночку с манго и кремом бейлис.
Также на мероприятии обсудили хит современной барной культуры — кордиалы, которые бармены все чаще используют для создания новых и оригинальных коктейлей. Сейчас кордиалами в основном называют безалкогольную основу для коктейлей с кислой, сладкой и ароматической составляющей. Считается, что эта добавка для напитков — современное изобретение, но на самом деле кордиалами (в переводе с латыни это слово означает «сердечный») в эпоху Возрождения в Европе называли алкогольные настойки на травах, кореньях, специях, которые считались полезными для здоровья (особенно для сердца), а также использовались как общеукрепляющие и тонизирующие.
КСТАТИ
По данным Петростата, в январе — августе 2024 года оборот организаций по Ленинградской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 20,4 %. Наибольшая доля в обороте (около 70 %) приходилась на организации оптовой и розничной торговли, обрабатывающие производства. Так, оборот оптовой торговли в области увеличился на 11,0 %, розничной торговли — на 4,7 %. Оборот общественного питания вырос на 4,8 %, а объем платных услуг, оказанных населению, составил 106,5 %.
Читайте также:
Партнёры развивают бизнес. В Петербурге собрались представители малых и средних предприятий
В Петербурге состоялся VI международный форум «Передовые цифровые и производственные технологии»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7782) от 30.10.2024 под заголовком «Форум потребительского рынка».
Комментарии