В Петербурге состоялась «Ночь музеев»
Многолюдная «Ночь музеев», которая прошла в Петербурге в субботу и воскресенье, подтвердила большой интерес публики к посещению музеев, библиотек, концертных залов в необычное для этих мест время. Вечером в автобусе, который следовал по заполненному народом Невскому проспекту, я услышал слова молодого пассажира: «Так сегодня же «Ночь музеев!». И весь автобус понимающе закивал.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Где гулял Нос
Как всякая традиция, а «Ночи» скоро двадцать лет, она тоже меняется. Участники из наблюдателей постепенно становятся главными действующими лицами. Конечно, сценарии создают музейщики, но без публики они бы остались текстами на бумаге. Теперь музейные праздники создают все участники — хозяева и их гости. В этом мы убедились, посетив несколько площадок «Ночи музеев-2024», одной из главных ее тем стало понятие «лексикон».
По нашей журналистской традиции, сначала надо увидеть дебютанта. В этом году их было 13, наш выбор в пользу петербургского кампуса Президентской академии объяснялся двумя причинами. Во-первых, интересно, что покажут не музейщики. Во-вторых, предметом показа стал объект культурного наследия — «Богадельня и школа купцов Фирса Садовникова и Саввы Герасимова». Здание, расположенное на Каменноостровском проспекте, 66, долго не использовалось, и только осенью прошлого года завершилась его реставрация и начались занятия юридического факультета.
Как мы услышали из разговоров, первыми гостями первой экскурсии стали жители окрестных домов. Они долго наблюдали руинированную «заброшку» с выбитыми стеклами. А когда увидели, что здание преобразилось, то воспользовались первой возможностью увидеть его интерьеры.
Сергей Карманов, сотрудник академии, начиная экскурсию, показал на полу натурную мозаичную датировку — «1881 – 1882», она была расчищена в ходе реставрации, а также другие находки — элементы исторического декора фасада, ограждения парадной лестницы, печные зольники.
А затем по мере движения студенты разыгрывали спектакль об истории здания. Они начали издалека, в середине XIX века на этом месте были увеселительные заведения, звучала музыка… Потом состоялась встреча архитекторов Федора Харламова и Василия Токарева, которые получили заказ на проект приюта и школы для бедных. Потом выступил «детский хор» школы, он исполнил песню Алексея Плещеева «Вечер», были прочитаны стихи 1908 года в честь меценатов, построивших приют.
После 1917 года в здании размещался Педагогический институт: студенты разыграли занятие по творчеству Александра Герцена. Потом в здании был приемник-распределитель для беспризорников, и студенты показали, как детей распределяют по переуплотненным палатам. Во время Великой Отечественной войны там находился госпиталь, студенты читали блокадные строки Ольги Берггольц.
Финал экскурсии — показ главной лекционной аудитории на 160 слушателей. Исторически там находилась церковь приюта. От интерьера почти ничего не сохранилось, реставраторы постарались воссоздать его облик. Участники «Ночи» заняли места студентов и попытались ответить на 9 вопросов викторины «Чиновники в русской литературе». Например, кто в гоголевском «Ревизоре» имел самый высокий чин или в каком саду гулял Нос майора Ковалева. Вопросы подготовили Оксана Великодворская и Елена Шалаева, сотрудницы отдела редких книг Президентской академии. Ни один из 30 экскурсантов не смог правильно ответить на все вопросы. Лучший результат — шесть правильных ответов.
С твердым убеждением, что надо перечитывать классиков, мы отправились в Литературный музей «ХХ век».
Чай не обрыбится
Там эмоционально, с горящими глазами, шло командное соревнование в знании русского языка. Татьяна Раншакова, заведующая экскурсионно-методическим отделом музея, придумала интеллектуальную игру в слова, которая проводилась на нескольких станциях. «Архаизмы» — в честь Александра Блока, «Диалектизмы» — Максима Горького, «Неологизмы» — Даниила Хармса и так далее.
Публика вспоминала, из каких языков пришли в русский слова «шапка», «кофе», «галстук», «газета». Когда мы стали пользоваться словами «варенки», «тюбик», «кринж» и что они означают. Что подразумевали наши предки под словами «гай», «голик», «чай» (не напиток). Что означают выражения «Бежал, как бешеная тарашка» и «не обрыбится». Или как понять цитату из Бориса Пильняка: «Кому — таторы, а кому — ляторы».
В результате похода по станциям и удачных ответов команды собрали фразу из рассказа Михаила Зощенко: «Трудно, товарищи, говорить по‑русски!». Пройдя все станции, никто не стал спорить с классиком. Обязан отметить замечательную работу всей музейной команды, работавшей с публикой на одном дыхании. Похвалы посетителей, которые мы слышали, они полностью заслужили.
Сурикову все возрасты покорны
От Музея-квартиры Михаила Зощенко два шага до Корпуса Бенуа Русского музея, где на грандиозной выставке Василия Сурикова был «продленный день» по случаю «Ночи музеев».
Пристроившись к очереди, спрашиваем, кто и откуда. Две Елены — пенсионерки из Новосибирска пришли, чтобы увидеть произведения, не показанные на выставке Сурикова в Сибири. И снова посмотреть на шедевры русского художника.
Петербуржцы Мария и Арутун пришли на выставку с пятилетней дочкой Вероникой, которая, как сообщили родители, посещает художественный кружок и ездила с ними смотреть Третьяковскую галерею.
Признание в любви
В библиотеку «Лиговская» мы попали под занавес, когда там находились последние посетители. Им был предложен своеобразный квест по трем направлениям искусства ХХ века — «арте повера» (бедное искусство), поп-арт и перформанс. После короткой лекции участники взялись за дело. На мой взгляд, с «бедным» у них получилось не очень. При создании объекта стремились к украшательству, хотя были ограничены проволокой и полосатой лентой ограждения. Лучше было, когда создавали шелкографию в духе Энди Уорхола. Наконец, с перформансом получилось совсем хорошо. Татьяне досталась старая аналоговая видеокассета, и она создала трехминутное представление: нежно глядя на этот предмет, она вспоминала фильмы, увиденные на видеомагнитофонах.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Подводя итоги «Ночи», сотрудники библиотеки рассказали, что первая посетительница пришла в розовом кружевном платье в духе пушкинских героинь, как бы напоминая о предстоящем юбилее поэта. А во время перформанса Антон, который находился перед видеокамерой, обратился к своей девушке: «Юля, выходи за меня замуж». Публика была в восторге от того, как игра стала жизнью, а на библиотечной доске отзывов появилась надпись: «Совет да любовь».
Добрые люди
Под утро музейно-выставочный центр «Петербургский художник» предложил публике на примерах биографий ленинградских живописцев понять, что такое «худсовет», «госзаказ», «выставком» и «творческая дача»; куда художники выезжают на пленэр, когда пользуются оттенками одного цвета. Ксения Харина, куратор, провела экскурсию по постоянной экспозиции центра. Публику, как оказалось, студентов, сильно впечатлил мокрый асфальт в пейзаже Виктора Коровина «Площадь Труда». Картина Бориса Шаманова называется «Раннее утро. Шиповник». В духе «Ночи музеев», незаметно перешедшей в раннее утро. Художник-реалист как‑то заметил: Моя живопись — это сказка, поэзия, вымысел. Это особый придуманный мир, где живут добрые люди». Подобные тем, которые проводят «Ночи музеев» и приходят на них. Всего акцию посетили более 50 тысяч человек.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7665) от 20.05.2024 под заголовком «Этой ночью не заснешь».
Комментарии