В Петербурге снесли здание бывшего манежа лейб-гвардии Финляндского полка

Детективной историей стал снос здания бывшего манежа лейб-гвардии Финляндского полка на углу 20‑й линии и Большого проспекта Васильевского острова. После объявления решения городского суда, сделавшего возможным уничтожение здания, до запуска экскаватора прошли считанные часы.

В Петербурге снесли здание бывшего манежа лейб-гвардии Финляндского полка | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Но обо всем по порядку. Свободных земельных участков под жилую застройку в центре Петербурга нет давно, и любое промышленное здание, которое освобождается от производства, у девелоперов не на вес золота. Намного дороже. Так что едва восемь лет назад окончательно закрылся Василеостровский хлебозавод, стало ясно, что девелоперский бизнес обязательно проявит к нему повышенный интерес.

Для начала тогдашний собственник добился изменения функционального назначения земельного участка с тем, чтобы здесь можно было построить жилье. В 2020 году Градостроительный совет Петербурга ­одобрил проект возведения на этом месте элитного комплекса на 146 квартир, разработанный мастерской архитектора Евгения Герасимова. Предлагался полный снос всех зданий бывшего хлебозавода, построенного, судя по пибовским документам, в 1938 году.

Уже тогда специалисты по культурному наследию и градозащитники утверждали: необходимо откорректировать проект. Примерно пятую часть территории завода занимало кирпичное здание манежа Финляндского полка, согласно архивным документам, 1854 года постройки. Что делает здание историческим и охраняемым законом. Да, в 1930‑е годы манеж приспособили под хлебозавод, а в конце 1960‑х надстроили вторым этажом, но остались исторические фундаменты, стены, оконные проемы. Не говоря уже про память места — Финляндский полк принимал участие в Бородинском сражении и в боях Первой мировой войны, хлебозавод работал в блокаду.

Спор о том, можно ли сносить манеж Финляндского полка, ожидаемо «переехал» в суды. В сентябре прошлого года по коллективному иску градозащитников к нескольким госструктурам, которые разрешили строительство жилья на месте манежа, Куйбышевский районный суд признал здание построенным в 1854 году. Основанием для такого решения послужила экспертиза, подтвердившая дату строительства манежа, а также отсутствие объяснений, откуда в пибовских документах появилась другая дата — 1938 год. Соответственно, снос здания был запрещен, а строительство жилья на его месте стало невозможно.

Последовала ­апелляционная жалоба госорганов на это решение в городской суд. Одним из истцов выступал Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК. По словам градозащитника, за свою многолетнюю практику участия в судебных разбирательствах об «омолаживании» зданий он не припомнит подобного дела. Рассмотрение апелляции заняло два заседания городского суда вместо привычного одного. Первое состоялось в марте, вторая инстанция обычно только проверяет законность решения первой. В данном случае был приглашен в качестве дополнительного эксперта архитектор Евгений Герасимов. Тот самый автор проекта жилого комплекса на месте хлебозавода. Никого не смутил очевидный конфликт интересов. Архитектор, как признанный профессионал внимательно изучивший и документы, и результаты проведения зондажей, сообщил, что ничего исторического в бывшем манеже не осталось.

7 апреля днем состоялось второе заседание суда. Уже в суде истцы узнали от активистов, находившихся около манежа, что к зданию подогнана строительная техника. Неужели застройщик предвидел, каким будет судебное решение? По ходу заседания продолжалась дискуссия о дате постройки манежа и проведенных экспертами зондажах. Градозащитники в конце концов заявили, что если у суда остались сомнения в сохранности и подлинности здания манежа, то они ходатайствуют о проведении дополнительного ленточного зондажа кирпичной кладки по всему периметру постройки, однако их просьба была отклонена.

Поздно вечером городской суд полностью отменил решение Куйбышевского районного суда. Новое решение вступило в законную силу немедленно, запрет на снос манежа отменен. Градозащитники рано утром направили в ­КГИОП электронное заявление о выявлении у здания манежа признаков объекта культурного наследия, чтобы предотвратить возможный снос. Как показали дальнейшие события, и это не помогло. Утром 8 апреля экскаваторы двинулись на здание, начав именно с самых ценных лицевых фасадов, выходящих на Большой проспект и 20‑ю линию. В течение суток все было закончено. Горы битого кирпича можно будет разбирать еще долго.

Теоретически решение городского суда можно оспорить в кассационной инстанции, вплоть до Верховного суда. Но самому манежу это уже не поможет. Тем не менее активисты намерены побороться за воссоздание архитектурного объема манежа и подтвердить, что историческое здание не могло быть построено в 1938 году. Их также беспокоит судьба еще одного скандального объекта на Васильевском острове — здания медсанчасти завода имени М. И. Калинина на улице Одоевского, 10. Суды о том, достойно ли охранного статуса это здание, построенное в 1957 году, идут более двух лет.

#исторические здания #архитектура #снос зданий

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7148) от 12.04.2022 под заголовком «На хлебном месте».


Комментарии