2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге прошла IV научно-практическая конференция «Фестиваль языков народов Севера»

Пути сохранения языкового разнообразия в Заполярье эксперты из разных регионов России обсудили на прошедшей в Петербурге IV международной научно-практической конференции «Фестиваль языков народов Севера». Мероприятие прошло при поддержке «арктического» комитета Смольного и департамента внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

В Петербурге прошла IV научно-практическая конференция «Фестиваль языков народов Севера» | ФОТО Headway on Unsplash

ФОТО Headway on Unsplash

Особую роль в сохранении языкового богатства помимо семьи, конечно, играет система образования. Будут ли якутские, селькупские, ненецкие дети и юные представители других коренных малочисленных народов Севера знать свой язык, во многом зависит от уровня преподавания таких предметов.

Какие современные методики применять при этом в школах? Как повысить интерес ребят к языку, на котором говорили их предки? И что предстоит еще сделать для более активной популяризации родных языков в молодежной среде? Об этом и шел разговор на конференции, которая объединила школьных педагогов и сотрудников вузов, языковедов и руководителей национальных ассоциаций, чиновников и депутатов.

Так, депутат заксобрания ЯНАО Эдуард Яунгад сообщил о целевой подготовке педагогов для этого края и методах обучения родным языкам, которые они применяют. На Ямале такую работу проводят в 27 школах-интернатах, где обучаются свыше 80 % детей из числа коренных народов Севера. Родной язык изучают 6,2 тыс. маленьких ненцев, живущих в местах традиционного проживания этого народа (чуть более половины от общего числа). «Кочевым» образованием охвачены 385 детей, а еще 75 малышей учатся в группах, действующих на базе школ-интернатов. Но нехватка педагогов начального звена там ощущается. Решая эту проблему, окружная власть проводит целевую подготовку учителей по специальным прог­раммам в ямальском колледже и Институте детства РГПУ имени А. И. Герцена.

Кроме того, в ЯНАО налажена система повышения квалификации педагогов, для которых готовятся учебно-методические материалы. В целом идет работа по развитию образования (родного языка и литературы) в национальных школах. А с 1 марта 2024‑го, когда вступят в силу поправки к федеральному закону «Об образовании в РФ», эти возможности будут расширены, прозвучало на встрече.

Сотрудники Института народов Севера (РГПУ) поведали о сегодняшней практике преподавания саамского и эвенкийского языков. Отметив при этом нехватку специалистов, которые могли бы создавать «языковые гнезда» и выступать связующим звеном между представителями старшего поколения, владеющими родным языком, и молодежью. А Кира Кытгиргина, учительница начальных классов одной из сельских школ Чукотки, рассказала о применении методики Монтессори (использование пособий-пазлов, интерактивных карт и т. д.) на уроках чукотского языка.

В работе конференции приняли участие ответственный секретарь одной из комиссий Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Андрей Худолеев, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Нина Вейсалова, глава представительства ЯНАО в Петербурге Александр Палагин. А также ученые, координаторы проектов общественных организаций и специалисты из Казахстана, Венгрии и Китая (Совет народного общества дружбы с зарубежными странами провинции Хэйлунцзян, город Харбин).


#конференция #обсуждения #язык

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7549) от 22.11.2023 под заголовком «Звено между поколениями».


Комментарии