В Петербурге прошел XV всероссийский фестиваль молодых писателей «Как хорошо уметь писать»
Одним из ключевых его событий стала конференция в литературном музее «ХХ век».
ФОТО Daria Shevtsova on Unsplash
В новом пространстве литературного музея в Гостином Дворе собрались начинающие и уже опытные авторы, сотрудники издательств и библиотек. Говорили о современной детской литературе — о том, как писать для детей, как издавать книги и как сделать так, чтобы их читали.
Например, Мария Якунина, писатель, победитель всероссийского конкурса «Книгуру», рассказала о книге, которую недавно выпустила в свет. Точнее, о том, как она ее выпустила и какие открытия сделала по дороге. Оказалось, очень важно заранее понять, для кого пишешь — для детей, подростков, взрослых людей. Это понимание не только скажется на тексте, но и поможет в переговорах с издателями. Издатели — люди серьезные, придирчивые. Договариваться с ними надо сразу обо всем, не упуская даже самых незначительных мелочей, включая все детали в официальный договор. Не менее важно, считает Мария, организовать взаимодействие с читателем.
В этом с ней согласились и другие участники конференции, которые поделились секретами организации всевозможных мероприятий — в библиотеках, школах, арт-центрах, книжных магазинах. «Проблема в том, что писатели в основном интроверты, — говорит Ольга Замятина, лауреат Детской литературной премии имени В. П. Крапивина. — Им бывает сложно выйти на публику, общаться с читателями. Особенно если эти читатели — дети. И тем не менее общаться нужно».
А еще для писателей очень полезно общение с себе подобными. Именно об этом размышляла в своем выступлении Екатерина Земляничкина, писатель и сценарист. «Окружение очень важно, — уверена она. — Важен взгляд со стороны, возможность увидеть свой текст глазами коллег». Такую возможность дает, по мнению Екатерины, фестиваль «Как хорошо уметь писать».
Каждый из участников конференции рассказывал о своей работе, своей части процесса создания детской книги, своих проблемах и победах. И в результате слушатели могли взглянуть на общее дело с разных точек зрения, сложить из отдельных фрагментов целое. А значит, понять, что каждый из них может сделать для того, чтобы книги не пылились на полках домашних и городских библиотек.
Сегодня часто говорят о том, что дети мало читают. Тому много причин — ритм современной жизни, клиповое мышление, гаджеты… Вопрос: какие книги могут конкурировать со Всемирной сетью, играми и мультфильмами? Ответ попыталась дать Наталья Свирина, обозреватель детской литературы «Радио России», доктор педагогических наук. По ее наблюдениям, книги из домашней библиотеки редко интересуют детей. Их привлекают новые издания — яркие, иллюстрированные. Те, которые предлагают не только информацию, но и игру, загадки, задания (например — сосчитай, сколько лягушек спряталось на картинках). В которых есть сценарий совместного времяпровождения родителей и детей — поход в музей или театр, прогулка по городу.
Как рассказывает Наталья, интерес вызывают познавательные книги (своего рода «заменители» учебной литературы), истории о приключениях ровесников, фэнтези. Впрочем, авторам важно понимать, на какой конкретно возраст ориентирован их текст. Дети растут, и предпочтения их меняются. Для школьников 4 – 6-х классов уже не так важны иллюстрации, как для тех, кто помладше. Их больше интересует сюжет, однако они предпочитают повестям короткие рассказы. Интерес к слову, качеству и магии текста возникает уже после 15 лет, если, конечно, молодой человек к этому времени успел полюбить книги.
Вырастить читателя, по мнению Натальи Свириной и других участников конференции, можно. Особенно если начинать с самого раннего возраста. Огромную роль тут играют семья, родители, чей пример закладывает основу. Однако писатели, сотрудники издательств и библиотек тоже могут и должны быть вовлечены в этот процесс. Нужно понимать, что издать книгу — только первый шаг.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7530) от 26.10.2023 под заголовком «Жили-были книжки».
Комментарии