В Петербурге представили уникальные документы о коллизии вокруг рукописей Пушкина

Уникальные архивные документы были впервые представлены широкой публике на открытии выставки «Александр Пушкин и Императорская Публичная библиотека» (12+), открывшейся в главном здании Российской национальной библиотеки. Речь в них — о коллизии вокруг рукописей Пушкина, в которую оказалась вовлечена библиотека.

В Петербурге представили уникальные документы о коллизии вокруг рукописей Пушкина | ФОТО Towfiqu barbhuiya on Unsplash

ФОТО Towfiqu barbhuiya on Unsplash

Виновником ситуации стал камер-юнкер Наркиз Тарасенко-Отрешков — чиновник, литератор, печатавшийся в «Сыне отечества», «Северной пчеле» и «Санкт-Петербургских ведомостях». В 1855 году он подарил Императорской Пуб­личной библиотеке рукописи Пушкина. По всей видимости, они хранились у него с тех пор, как осенью 1832 года он собирался вместе с поэтом выпускать периодическое издание «Дневник. Политическая и литературная газета». Проект не состоялся, поскольку Тарасенко-Отрешков намеревался руководить газетой единолично.

— Узнав об акте дарения, Наталья Николаевна Ланская, вдова поэта, обратилась с гневным письмом в адрес директора Публичной библиотеки Модеста Корфа, в котором утверждала, что у Тарасенко-Отрешкова рукописи находились незаконно, поэтому они должны быть возвращены в семью, — пояснил заместитель гендиректора РНБ Станислав Голубцов. — И даже завуалированно угрожала юридическими последствиями, но указывала: если библиотека передаст рукописи семье по доброй воле, конфликт будет исчерпан.

«Этот дар Публичной библиотеке может быть принесен только Пушкиными — законными наследниками поэта, а не похитителем чужой собственности… Мои сыновья, люди еще молодые, кипя негодованием, желают разоблачить действия Тарасенко-Отрешкова и подвергнуть его справедливой каре закона…» — говорилось в письме Натальи Ланской.

Библиотека обратилась в вышестоящее ведомство — Министерство Императорского двора. Заручившись его поддержкой, в ответе Наталье Николаевне Корф отмечал, что не может выполнить ее требование, поскольку «все, однажды поступившее в Императорскую ­Публичную библиотеку и внесенное в ее реестры, не иначе может быть из нее изъято, как по особому Высочайшему повелению». И намекал, что подобное распоряжение едва ли поступит.

В результате автографы остались в Публичке почти на целый век, до 1937 года, когда к юбилею смерти поэта было принято решение ­собрать все его рукописи в Пушкинском Доме…

На выставке в РНБ представлены также прижизненные издания из знаменитой Пушкинской коллекции, созданной в библиотеке в 1937 году, к 100‑летию со дня смерти поэта. В ее состав входит около семи тысяч единиц хранения. Особый раздел выставки — «Просторы России в пушкинских строках».


#РНБ #архив #документы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7678) от 06.06.2024 под заголовком «Рукописная коллизия».


Комментарии