В Петербурге появилась памятка для граффитистов
В Петербурге появилась памятка для граффитистов. Постарался комитет по молодежной политике, пожелавший объяснить художникам-стенописцам правила, которым должна подчиняться их деятельность.
ФОТО АВТОРА
Трудно сказать, насколько художник, да и вообще любой творческий человек способен понять и принять чиновный язык. Но вот хотя бы пункт 1.2 вышеупомянутой памятки. Он гласит, что сей документ «определяет объекты, цели, задачи, условия нанесения росписи и требования, предъявляемые к ним».
Одной из задач является «формирование социально-культурной позиции в молодежной среде». А еще «содержание, вид росписи должны соответствовать формату, решениям и общей концепции, архитектурному облику Санкт-Петербурга и архитектурно-градостроительному облику Санкт-Петербурга». Ух ты!
Комитет по молодежной политике указывает, что «претендентами» (так и сказано) на право нанести рисунок могут стать горожане, имеющие регистрацию в Петербурге, в возрасте от 14 до 30 лет.
Если претендент подходит по параметрам, он может начинать хлопоты. А именно: ему необходимо найти собственника здания (или другого подходящего, по его мнению, объекта), договориться с ним о встрече, принести на согласование эскиз будущего рисунка. Причем он должен учитывать (цитата) «стилистические особенности фасадов зданий, сооружений, а также актуальность предлагаемой росписи для конкретной территории».
Если собственник согласен, он идет в КГА (комитет по градостроительству и архитектуре) получать санкцию на роспись своих стен. Здесь-то и определяют, подходит будущий рисунок по стилистике и содержанию для конкретного объекта и конкретного места.
Заранее известно, какую ответственность должен нести автор граффити. Ну, естественно, краски, кисти, маски и прочую художническую амуницию он должен принести с собой. При этом все материалы должны соответствовать госстандарту (есть такой документ № 51778-2001). Если впоследствии рисунок полиняет или облупится, то обновлять или удалять его должен сам художник.
Дело собственника – присутствовать при работе, следить за соблюдением технических регламентов и всего, за чем вообще нужно следить.
«Что-что?» – спросили вольные граффитисты сотрудников комитета по молодежной политике. И комитет решил, что в вопросе содержится просьба более подробно расписать алгоритм каждого действия. Так что в ближайшее время, скорее всего, выйдет второе издание памятки: расширенное и дополненное.
До сего момента в мире граффити и граффитистов (даже официально признанных, цивилизованных и организованных) царит неразбериха. Поначалу их работы признают СМИ, заинтересованная общественность и районные чиновники, а через некоторое время рисунок закрашивают или смывают. И то сказать: чаще всего абсолютно понятно, почему это происходит. Скажем, в апреле на стену подстанции на Лиговском проспекте нанесли рисунок по мотивам комедии «Крутое пике». Его закрасили буквально через пару дней, восстановив классическую голую желтую стенку.
На улице Комиссара Смирнова на трансформаторной будке появился американский актер Кристофер Уокен в образе капитана Кунса из «Криминального чтива». Отличное граффити в стиле знакомых горожанам портретов Цоя, Бодрова, Есенина (его, кстати, закрасили), вышедшее из-под кисти членов арт-сообщества HoodGraff. Вот только вопрос: как теперь быть с актуальностью рисунка для данной территории? Если уж Есенин не вписался, то капитан Кунс – тем более.
Много в Петербурге граффити, которое и не граффити вовсе, а копии живописной классики или же ярчайшие иллюстрации из мультиков. Кого-то они раздражают, кого-то радуют. Большинство не глядя проходят мимо с мыслью, что «так положено». В общем, как везде в мире, уличное искусство вызывает противоречивые чувства. Что, впрочем, положено искусству.
Однако среди всей массы питерской стенописи есть работа, которая, кажется, еще ни у кого не вызвала ни малейшего негатива. Каждый, кто видит, улыбается или вовсе начинает хохмить. К тому же, похоже, рисунок этот абсолютно соответствует духу и букве памятки комитета по молодежной политике. Вот только административная процедура не пройдена.
На брандмауэре дома № 35 по Боровой улице, который смотрит на Обводный канал, весной появились три лика – Клеопатры, королевы Англии и Ирландии Елизаветы и нашей Екатерины Второй (на фото). Набор личностей подсказала... сама стена. Во всяком случае авторы работы – девушки, составившие арт-группу «Явь», Настя и Стася – именно этих исторических персонажей разглядели в игре пятен на совершенно облупленном брандмауэре. Строго говоря, художницы просто дополнили облезлую стену некоторыми штрихами и получили забавный тройной портрет.
Кто-то из прохожих видит в этой работе намек на отсутствие ремонта – и хихикает, поминая ту картину, что дырку в обоях загораживает. Кто-то узнает схематичные лица – и улыбается. Кто-то просто удовлетворенно хмыкает: мол, эту стену уже ничем не испортишь. И все как-то очень позитивно.
Правда тогда же, весной, администрация Центрального района заявила о готовности закрасить стену. Но – пока не стала. То ли пандемия помешала, то ли граффити все же приглянулось. А быть может, просто нет ни сил, ни средств. Ведь не было же их в течение многих лет, пока стена стояла облупленной.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6727) от 27.07.2020 под заголовком «Клеопатра, пользу приносящая».
Комментарии