В Петербурге планируют ввести туристический сбор
В Петербурге намерены добиться возможности взимать так называемый туристический сбор. Кроме того, городское правительство планирует возобновить действие механизма электронных виз для приема гостей из‑за рубежа. При этом в последние пару лет в туристическом потоке прошло некое «импортозамещение». Развитие сферы туризма вчера обсуждали в Смольном на заседании городского правительства. Были рассмотрены также программа экономического и социального развития городских территорий и работа промышленных кластеров.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— В сфере туризма в Петербурге заняты 109 тысяч работников, еще до 400 тысяч — в сопутствующих областях деятельности. Дополнительный важный аспект — путешествия формируют позитивный настрой у людей, — отметил на заседании правительства глава городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев.
При этом за первые шесть месяцев нынешнего года в нашем городе уже побывали 3,77 миллиона гостей, и это на треть больше, чем за тот же период 2021‑го. Рост произошел в основном за счет россиян, хотя город посетили и 130 тысяч иностранцев, это на 50 тысяч больше, чем в первом полугодии прошлого года.
— Таким образом, мы можем говорить о частичном «импортозамещении» иностранных туристов российскими, — сказал Корнеев.
За весь прошлый год в Северной столице побывали 6,07 млн туристов, из них 5,82 млн — из России. Для сравнения: в допандемийном 2019‑м наш город посетили 10,4 млн гостей, из них на иностранцев приходилось чуть меньше половины. Так что «импортозамещение» в туристическом потоке становится трендом последних трех лет. При этом в городской администрации рассчитывают, что в текущем году в город приедут 7 млн туристов, что позволит поддерживать на хорошем уровне заполняемость отелей. Тем более что число их растет. В прошлом году открыли три новые гостиницы 4 – 5 звезд, в этом начали принимать гостей еще 5 новых отелей.
По оценке экспертов, сегодня Петербург входит в топ-3 самых привлекательных городов России по соотношению цена-качество. При этом, как отметил губернатор Александр Беглов, Северная столица стала первым регионом в стране, в котором разработаны комплексные меры поддержки туризма.
Они включают самые разные инструменты, в частности, налоговые льготы и прямую финансовую поддержку. Этот опыт перенимают у нас по всей стране.
Потенциал для развития туризма у Петербурга остается огромным, например школьного. В городе уже запущена программа «Моя Россия — Град Петров», а в этом юбилейном для первого российского императора году еще и «Будь как Петр». В сентябре начнет действовать новая программа — «Юный путешественник Санкт-Петербурга». Ежегодно наш город посещают десятки тысяч школьников со всей страны. Однако квота на путешествия юных петербуржцев в другие регионы России недопустимо мала, и этот вопрос надо решать.
В городе рассчитывают на возобновление механизма электронных виз, который хорошо показал себя раньше. Режим электронных виз начал действовать на территории Петербурга и Ленинградской области в конце 2019 года. Право упрощенного въезда получили граждане 53 стран. Электронная виза действовала в течение 30 дней с момента ее оформления с разрешенным сроком пребывания в России не более восьми суток. Однако с началом пандемии этот механизм был заморожен.
— Мы вместе с Федеральным агентством по туризму обсуждаем этот вопрос с МИД, надеемся, что решение будет принято. Есть общая позиция, что Петербург и Россия в целом должны быть открытыми, эту работу надо продолжать, — заявил глава профильного комитета.
Еще один нерешенный вопрос — получение права на взимание так называемого туристического сбора. Он обсуждался еще до пандемии, но решение не успели принять. При этом, получив право взимать платеж, городская администрация необязательно сразу им воспользуется.
— Срок принятия такого решения — компетенция региона, и мы договаривались об этом с федеральным правительством, — подчеркнул Александр Беглов.
Туристический сбор может быть использован на поддержание и развитие инфраструктуры в этой сфере. Во многих городах России, в первую очередь курортных, он действует уже несколько лет. Кстати, у Петербурга тоже существует развитая курортная база в Приморском районе города.
Об экономическом и социальном развитии территорий Северной столицы вчера докладывал в Смольном глава комитета по экономической политике и стратегическому развитию Валерий Москаленко. Одна из проблем — изношенность инженерных сетей в историческом центре Петербурга, что создает немало проблем при реализации инфраструктурных проектов. Как пример комплексного развития территорий была приведена программа по острову Котлин и непосредственно Кронштадту. В этом городе проживают 44 тысячи человек, и обеспечен он рабочими местами недостаточно. На это и направлена целевая программа по его развитию. В частности, необходимо сократить «маятниковую» миграцию населения — ежедневный выезд с острова на работу в другие районы Северной столицы.
Особое внимание было уделено обеспечению жителей социальными учреждениями: объектами здравоохранения, школами, детскими садами. В ближайшие годы должны быть введены 125 новых учреждений, тогда дефицит мест в школах, детских садах будет ликвидирован. В рамках госпрограммы Петербург планирует выкупить 65 объектов: 33 детских сада, 24 школы и 8 объектов здравоохранения.
При рассмотрении вопроса о промышленном развитии города, внедрении инноваций и увеличении инвестиций было отмечено, что до 2025 года планируется привлечь дополнительно до 300 миллиардов рублей. При этом, похоже, план перевыполняется. 104 миллиарда рублей было вложено в экономику Северной столицы в прошлом году, по итогам ПМЭФ-2022 заключено соглашений еще на 100 миллиардов. Проблемный вопрос — дефицит подготовленных и обеспеченных инженерными сетями земельных участков для промышленного строительства.
При этом промышленность города развивается системно — кластерами, среди которых, в частности, судостроительный. Сегодня на верфях строится 51 корабль и судно, это серьезный государственный заказ. Успешно развивается фармацевтический кластер, особенно на фоне импортозамещения. Как известно, в городе за последние десятилетия сформировался автостроительный кластер. Сейчас он по известным причинам стал проблемным. Однако, как подчеркнул губернатор, вопрос прорабатывается.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7199) от 29.06.2022 под заголовком «Туристов «импортозаместили»».
Комментарии