В Петербурге планируют ввести туристический сбор

В Петербурге намерены добиться возможности взимать так называемый туристический сбор. Кроме того, городское правительство планирует возобновить действие механизма электронных виз для приема гостей из‑за рубежа. При этом в последние пару лет в туристическом потоке прошло некое «импортозамещение». Развитие сферы туризма вчера обсуждали в Смольном на заседании городского правительства. Были рассмотрены также программа экономического и социального развития городских территорий и работа промышленных кластеров.

В Петербурге планируют ввести туристический сбор | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В сфере туризма в Петербурге заняты 109 тысяч работников, еще до 400 тысяч — в сопутствующих областях деятельности. Дополнительный важный аспект — путешествия формируют позитивный настрой у людей, — отметил на заседании правительства глава городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев.

При этом за первые шесть месяцев нынешнего года в нашем городе уже побывали 3,77 миллиона гостей, и это на треть больше, чем за тот же период 2021‑го. Рост произошел в основном за счет россиян, хотя город посетили и 130 тысяч иностранцев, это на 50 тысяч больше, чем в первом полугодии прошлого года.

Таким образом, мы можем говорить о частичном «импортозамещении» иностранных туристов российскими, — сказал Корнеев.

За весь прошлый год в Северной столице побывали 6,07 млн туристов, из них 5,82 млн — из России. Для сравнения: в допандемийном 2019‑м наш город посетили 10,4 млн гостей, из них на иностранцев приходилось чуть меньше половины. Так что «импортозамещение» в туристическом потоке становится трендом последних трех лет. При этом в городской администрации рассчитывают, что в текущем году в город приедут 7 млн туристов, что позволит поддерживать на хорошем уровне заполняемость отелей. Тем более что число их растет. В прошлом году открыли три новые гостиницы 4 – 5 звезд, в этом начали принимать гостей еще 5 новых отелей.

По оценке экспертов, сегодня Петербург входит в топ-3 самых привлекательных городов России по соотношению цена-качество. При этом, как отметил губернатор Александр Беглов, Северная столица стала первым регионом в стране, в котором разработаны комплексные меры поддержки туризма.

Они включают самые разные инструменты, в частности, налоговые льготы и прямую финансовую поддержку. Этот опыт перенимают у нас по всей стране.

Потенциал для развития туризма у Петербурга остается огромным, например школьного. В городе уже запущена программа «Моя Россия — Град Петров», а в этом юбилейном для первого российского императора году еще и «Будь как Петр». В ­сентябре начнет действовать новая программа — «Юный путешественник Санкт-Петербурга». Ежегодно наш город посещают десятки тысяч школьников со всей страны. Однако квота на путешествия юных петербуржцев в другие регионы России недопустимо мала, и этот вопрос надо решать.

В городе рассчитывают на ­возобновление механизма ­электронных виз, который хорошо показал себя раньше. Режим электронных виз начал действовать на территории Петербурга и Ленинградской области в конце 2019 года. Право упрощенного въезда получили граждане 53 стран. Электронная виза действовала в течение 30 дней с момента ее оформления с разрешенным сроком пребывания в России не более восьми суток. Однако с началом пандемии этот механизм был заморожен.

Мы вместе с Федеральным агентством по туризму обсуждаем этот вопрос с МИД, надеемся, что решение будет принято. Есть общая позиция, что Петербург и Россия в целом должны быть открытыми, эту работу надо продолжать, — заявил глава профильного комитета.

Еще один нерешенный вопрос — получение права на взимание так называемого туристического сбора. Он обсуждался еще до пандемии, но решение не успели принять. При этом, получив право взимать платеж, городская администрация необязательно сразу им воспользуется.

Срок принятия такого решения — компетенция региона, и мы договаривались об этом с федеральным правительством, — подчеркнул Александр Беглов.

Туристический сбор может быть использован на поддержание и развитие инфраструктуры в этой сфере. Во многих городах России, в первую очередь курортных, он действует уже несколько лет. Кстати, у Петербурга тоже существует развитая курортная база в Приморском районе города.

Об экономическом и социальном развитии территорий Северной столицы вчера докладывал в Смольном глава комитета по экономической политике и стратегическому развитию Валерий Москаленко. Одна из проб­лем — изношенность инженерных сетей в историческом центре Петербурга, что создает немало проблем при реализации инфраструктурных проектов. Как пример комплексного развития территорий была приведена программа по острову Котлин и непосредственно Кронштадту. В этом городе проживают 44 тысячи человек, и обеспечен он рабочими местами недостаточно. На это и направлена целевая программа по его развитию. В частности, необходимо сократить «маятниковую» миграцию населения — ежедневный выезд с острова на работу в другие районы Северной столицы.

Особое внимание было уделено обеспечению жителей социальными учреждениями: объектами здравоохранения, школами, детскими садами. В ближайшие годы должны быть введены 125 новых учреждений, тогда дефицит мест в школах, детских садах будет ликвидирован. В рамках госпрограммы Петербург планирует выкупить 65 объектов: 33 детских сада, 24 школы и 8 объектов здравоохранения.

При рассмотрении вопроса о промышленном развитии города, внедрении инноваций и увеличении инвестиций было отмечено, что до 2025 года планируется привлечь дополнительно до 300 миллиардов рублей. При этом, похоже, план перевыполняется. 104 миллиарда ­рублей было вложено в экономику Северной столицы в прошлом году, по итогам ПМЭФ-2022 заключено соглашений еще на 100 миллиардов. Проблемный вопрос — дефицит подготовленных и ­обеспеченных инженерными сетями земельных участков для промышленного строительства.

При этом промышленность города развивается системно — кластерами, среди которых, в частности, судостроительный. Сегодня на верфях строится 51 корабль и судно, это серьезный государственный заказ. Успешно развивается фармацевтический кластер, особенно на фоне импортозамещения. Как известно, в городе за последние десятилетия сформировался автостроительный кластер. Сейчас он по известным причинам стал проблемным. Однако, как подчеркнул губернатор, вопрос прорабатывается.


#туризм #сбор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7199) от 29.06.2022 под заголовком «Туристов «импортозаместили»».


Комментарии