В Петербурге отреставрируют «Медного всадника»
На Сенатской площади стройка. Возведено ограждение вокруг «Медного всадника». Скоро появятся реставрационные леса. В ближайшие месяцы гости города и горожане памятник не увидят.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В следующем году будет широко отмечаться 350-летие со дня рождения Петра I. Логично, что реставрация лучшего памятника основателю нашего города и первого монумента России вошла в программу подготовки к юбилею. Начались дожди, памятник предстоит укрыть лесами, чтобы было удобно работать реставраторам.
За сохранность и благополучие одного из символов нашего города отвечает Музей городской скульптуры. Промывка, очищение от грязи, голубиного помета, пыли проводятся регулярно. Издали кажется, что памятник в идеальном состоянии. Но реставрационные операции не проводились с 1976 года.
Этьен Морис Фальконе сделал все возможное, чтобы на века обеспечить прочность конной статуи Петра. Мало кто знает, что в складках плаща всадника спрятана подпись «Лепил и отливал Фальконе парижанин 1778». Это не просто автограф, а напоминание о том, что автор сам выполнил отливку своего детища. Прославленным скульпторам того времени достаточно было выполнить глиняную модель в размер будущего сооружения. Фальконе пришлось изучить литейное дело после того, как два года ушло на поиск в Европе профессионалов, готовых взяться за такую сложную работу.
Автор «Медного всадника», гений своего дела, торжественного открытия своего творения не дождался. Он был недооценен. Не в смысле финансов, императрица с ним щедро расплатилась. Екатерина утратила интерес к работе Фальконе, когда истек восьмилетний контракт, а на площади все еще стоял пустой постамент.
На то были причины. В августе 1775 года при первой отливке статуи из формы вытек расплавленный металл, в мастерской случился пожар, верхняя часть памятника не получилась. Скульптор срезал головы всадника и лошади, спустя два года сделал дополнительную отливку, доложил Екатерине, что конная статуя готова. Ответа не получил. Устанавливали скульптуру на постамент под наблюдением архитектора Ю. М. Фельтена уже после отъезда Фальконе из России.
К 1976 году, когда проводилась предыдущая реставрация памятника, у специалистов были серьезные опасения по поводу его сохранности. На задних, опорных, ногах лошади появились значительные трещины. Исследования ультразвуком развеяли тревогу: внутренние опорные конструкции скульптуры не деформированы. Но было необходимо убедиться в том, насколько прочен каркас статуи. Для этого вскрыли люк в крупе коня. Ученых и скульпторов восхитили смелость инженерного решения для опорного каркаса (дуга, опорные стойки в задних ногах коня, хвост не задействован), точность расчетов центра тяжести статуи.
Зарисовки внутреннего каркаса сделал знаменитый ленинградский скульптор Михаил Аникушин, принимавший активное участие в обследовании памятника.
Нашлось обоснование и появлению трещин на ногах лошади. По мнению специалистов, причиной стал пережог металла при повторной отливке верха статуи. Фальконе пришлось разогреть нижнюю часть до высокой температуры. Трещины реставраторы заделали вставками из бронзы. В ходе работ определили состав сплава, из которого отлита скульптура. Выяснилось, что Пушкин был абсолютно прав, назвав всадника «Медным». В бронзе больше 90% меди.
После предыдущей реставрации памятника прошло более 40 лет. Как рассказывает старший научный сотрудник музея Надежда Ефремова, у детища Фальконе есть проблемы. Предварительное обследование показало, что в потайных местах статуи возникла бронзовая болезнь. Памятник страдал и от актов вандализма, есть глубокие царапины на брюхе коня. Микротрещины, о которых раньше было неизвестно, обнаружены на голове и предплечье статуи. Специалисты наблюдают за кольцевой трещиной в левой задней ноге лошади вдоль копыта, она была обнаружена еще в 1935 году. На местах, где были специально оставлены небольшие участки расчистки до металла, идет процесс образования патины. Современные методы обследования позволят выяснить, что происходит с металлом.
Известно, что задние ноги лошади – две точки опоры. Третья уходит в камень через туловище змеи. Предстоит узнать, как проходит опорный стержень в хвосте. Есть трещина, куда можно «войти» с помощью эндоскопа, посмотреть, какой толщины стержень, где он соприкасается с изгибом змеи.
Наконец, всегда считалось, что камень, на котором стоит скульптура, – монолит. Сейчас отчетливо видно, что это четыре крупных блока. Швы между ними разошлись и деформировались.
Словом, для реставраторов работа есть, не исключены сюрпризы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7031) от 15.10.2021 под заголовком «Он скачет на карантин».
Комментарии