В Петербурге открывается выставка «Заземление»

8 сентября в Петербурге открывается «Заземление» – часть важного мирового фестиваля технологического искусства Ars Electronica. Этот фестиваль существует с 1979 года, и в течение сорока с лишним лет он на несколько дней увеличивал население небольшого австрийского города Линца в полтора раза: к местным 205 тысячам приезжали еще 100 тысяч из разных стран. В 2020-м пандемия все захлопнула, но потом, по словам руководителя Ars Electronica Кристл Баур, открыла новые возможности.

В Петербурге открывается выставка «Заземление» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Понадобилось провести в локдауне год, чтобы организовать полноценный технологический фестиваль, – говорит она.

Ars Electronica и раньше был международным, а сейчас и вовсе: cто партнеров по всему миру, каждый проводит у себя что-то в ключе «искусство и технологии».

В Петербурге за эту задачу взялся Университет ИТМО, где уже несколько лет существует магистратура арт-энд-сайенс. А студенты (наши и иностранные) время от времени «отчитываются» собственными работами в выставочном пространстве AIR на Васильевском острове. Благодаря этому петербуржцы, в частности, узнали, что какое-нибудь одноклеточное физарум может взаимодействовать с компьютером, и увидели много других причудливых сочетаний.

Тема нынешнего Ars Electronica – A New Digital Deal («Новая цифровая сделка»). Как поясняет Кристл Баур, это переосмысление роли «цифры» в нашей жизни:

Изначально «цифра» была просто инструментом, а теперь это жизнь более 4 млрд человек, которые пользуются Интернетом. Начиналось все «с котиков», а превратилось в том числе и в поле битвы – вспомните предвыборную кампанию в США.

ИТМО в своем проекте «Заземление» осмысляет тему «цифры» с помощью ее противоположности – почвы. Что может быть «невещественнее», чем цифра – и реальнее, чем землица? Однако куратор проекта Виктория Гопка приводит парадокс: технологии вроде бы «отрывают нас от земли», отчуждают от природы – и в то же время сами невозможны без редкоземельных элементов вроде лития. Это только один пример – а всего 19. ИТМО бросил в соцсетях клич по дружественным сообществам художников – пришло полторы сотни заявок, в том числе от иностранцев. В результате отобрали проекты из восьми стран.

Их можно увидеть на двух площадках – в Музее почвоведения им. В. В. Докучаева (Биржевой проезд, 6) и галерее AIR (Биржевая линия, 16, вход со стороны Биржевого переулка).

Площадки близко друг от друга, можно охватить за один присест, но организаторы советуют брать время с запасом. Современное искусство – оно такое, над ним покумекать надо. Впрочем, мы постепенно его усваиваем и уже не так боимся. По словам директора Центра искусства и науки Университета ИТМО Алии Сахариевой, на выставки приходит много молодежи и, случается, бабушки с внуками. А завотделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков (он и руководитель магистерской программы Art&Science в ИТМО) отмечает: стоит специалистам решить, что не очень люди понимают и принимают современное искусство, как вдруг обнаруживается, что очень многие молодые не только понимают, но и так в этом понимании продвинулись, что их нагонять приходится.

Ars Electronica гостит в Петербурге до 12 сентября, но «Заземление» продлится до 18 октября. Подробности проекта – на сайте проекта «Заземление». Все бесплатно.

#ИТМО #наука #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7005) от 08.09.2021 под заголовком «Пришла пора заземляться».


Комментарии