2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге открылся тренажер работы ядерного «сердца» атомоходов

В Макаровке появились тренажеры, имитирующие работу ядерного «сердца» атомоходов нового поколения проекта 22220. Студенты благодаря этому будут учиться управлять такой силовой установкой не по книгам, а бывалые ледокольщики — повышать свою квалификацию.

В Петербурге открылся тренажер работы ядерного «сердца» атомоходов | ФОТО / Lvova Anastasiya / Public Domain

ФОТО / Lvova Anastasiya / Public Domain

Атомный флот. Это первый в стране тренажерный комплекс такого рода, рассчитанный на десять рабочих мест. Он был создан на основе комплексной математической модели, разработал которую Научно-исследовательский технологический институт имени А. П. Александрова (город ­Сосновый Бор, Ленобласть), входящий в корпорацию «Росатом».

Образовательный проект был осуществлен при ее содействии в интересах института «Морская академия» ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, где готовят моряков-ядерщиков, и действующего при этом вузе центра морских арктических компетенций. Что важно с учетом ввода в строй новых суперсудов проекта 22220, строящихся на Балтийском заводе. Два из них, «Арктика» и «Сибирь», уже работают на Севморпути, а три других находятся в разной степени готовности.

Госзаказы. Российские верфи получат от государства заказы на постройку до 2035 г. более тысячи гражданских судов, общий объем инвестиций составит 5,5 трлн рублей. Такая потребность зафиксирована в сводном плане Минпромторга РФ, отмечает заместитель министра Виктор Евтухов. По его словам, в этом году планируется ввести более 170 судов разного класса. Правда, темпы строительства гражданских судов в России в силу известных причин снизились.

Между тем по госпрограмме «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» субсидии российским корабелам планируется увеличить в 2023‑м втрое, до 24,8 млрд рублей. Считается, что это позволит разработать и создать в короткие сроки комплектующие, сопоставимые с зарубежными. Правительство РФ профинансирует также строительство трех круизных судов и четырех сухогрузов, выделив на первом этапе 15 млрд ­рублей.

Цифровизация. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) готова вместе с другими «китами» участ­вовать в создании единой информационной среды по уникальному оборудованию. Имея такую платформу, производители смогут взаимодействовать с партнерами из разных отраслей, быстро закрывая свои потребности. Это повысит загрузку простаивающего станочного парка и скажется на развитии новых технологий.

ОСК обратилась также в Минпромторг РФ, предложив соз­дать первый отечественный центр по технологиям горячего изостатического прессования. «Мы уже сделали шаг в этом направлении, перемещая мощности по механообработке всех наших питерских предприятий в единый центр, который появится в Колпине», — подчеркнул Василий Бойцов, заместитель гендиректора ОСК. Судостроители продолжат эту работу.

Грузооборот. За восемь месяцев 2022 года через морские порты России прошло 553,3 млн тонн грузов, что сопоставимо (плюс 0,1 %) с тем же периодом 2021‑го. Их выход в «зеленую зону» стал возможен благодаря мерам по укреплению отечественной экономики.

В Арктике наблюдается рост показателей (правда, пока лишь по наливным грузам). Дальний Восток показывает постоянство (151 млн тонн, плюс 0,7 %), в Азово-Черноморском бассейне цифры по сравнению с 2021‑м тоже почти не меняются. На Балтике же общий грузооборот снижается, хотя уже менее заметно. За восемь месяцев перевалка там благодаря сухим грузам составила 163,5 млн тонн (минус 1,3 %).

Квоты под киль. В рамках второго этапа госпрограммы инвестквот ­Росрыболовство собирается построить до 30 рыбопромысловых судов и 20 – 25 краболовов. Его руководитель Илья Шестаков заявил об этом на V Международном рыбопромышленном форуме, прошедшем в Петербурге. На первом этапе программы (2018 – 2021 гг.) на верфях РФ было законтрактовано 105 промысловых судов (266 млрд рублей госинвестиций).

Ее реализация позволит до 80 % обновить мощности такого флота на Севере и почти наполовину — на Дальнем Востоке (средний возраст таких судов — 33 года), полагает президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев. Часть инвестиций будет направлена на развитие портовой инфраструктуры. Так, планируется создать хаб для перевалки рыбной продукции в Мурманске или Архангельске.

#студенты #тренажеры #Макаровка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7279) от 19.10.2022 под заголовком «Тренировка на «сердце»».


Комментарии