В Петербурге открылось культурное пространство, созданное в соавторстве с искусственным интеллектом
Проект реализован при непосредственном участии IT-компании «Аллио» — резидента инновационного центра «Сколково». Музей разместился в историческом здании бывшего Варшавского вокзала и занимает более 1200 квадратных метров. Валентина Суднишникова, соучредитель «Арт и Фактов», рассказала, что в основе коллекции — необычные экспонаты, собранные со всего света. Каждый из них не просто историческая справка, а арт-объект, спроектированный искусственным интеллектом и воплощенный руками человека.
ФОТО предоставлено музеем «Арт и Факты»
— Валентина, откуда такое необычное название музея?
— Я сама лично делю музеи на несколько категорий. Первый тип — это традиционный музей, или, как я его называю, «музей колб». Там практически все экспонаты находятся в витринах, их нельзя трогать, нельзя с ними взаимодействовать.
Второй формат предполагает эффект погружения: для экспоната воссоздается его обычное окружение, определенная атмосфера. И третий формат — это концептуальные арт-музеи, в которых ничего непонятно. Художник выставил работу, и ты ходишь, думаешь о смысле жизни или почему здесь висят кишки коровы, что это обозначает на самом деле.
А нам хотелось найти подачу, которая была бы необычной, но при этом понятной зрителю. Так появилась идея игры контрастов, когда интересные факты подаются через призму искусства и технологий. МАФ — это новый взгляд на традиционный музей, который учитывает запросы современного поколения.
— Можно ли сказать, что вы изобрели принципиально новый формат музея?
— Я бы не сказала, что это новый формат музея. Мы предлагаем новый способ познания. МАФ — для тех, кто готов шагнуть за пределы привычного и видеть больше.
Современное поколение постоянно пребывает в цифровом мире. Как его заинтересовать? Давайте по-честному, все факты есть в Интернете, все картины оцифрованы. Зачем идти в музей?
Поэтому мы выстроили музейную экспозицию так, чтобы соединить составляющую физического мира и диджитал-пространство. Возьмем, например, первый компьютер Mac. Понятно, что ты можешь увидеть его изображение в Интернете, но прийти в музей, увидеть его вживую, посмотреть, как он со временем пожелтел, — это другое. А МАФ позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, ощутить аромат. И в конечном итоге — получить незабываемые эмоции. Это познание в 5D.
— Как родилась идея привлечь к работе в МАФ искусственный интеллект? Это была «эврика» или потребовалось время, прежде чем концепция сформировалась?
— Процесс не был быстрым. Можно сказать, что все началось еще с нашего предыдущего проекта – музея рекордов и фактов «Титикака». Проект был очень успешным, несколько лет находился в топе посещаемости среди коммерческих музеев СПб. Но он размещался в здании КГИОП, а значит, даже гвоздь прикрепить к стенам было невозможно. Это приводило к тому, что копился багаж идей, которые невозможно было реализовать.
И здесь помогло то, что мы занимаемся не только музеями, но и IT (и здесь у нас тоже очень известные проекты, например, система для управления продажами в девелопменте ALLIO ERP). IT — это сфера, которая одной из первых внедряет новые технологии, задает тренды, пробует новое, в том числе и работу с искусственным интеллектом.
Именно к искусственному интеллекту я обратилась, чтобы объединить пул разрозненных идей в единую концепцию. Вместе с ChatGPT мы составили для нового музея первый пресс-релиз. На следующий день я прочитала его команде. Все сразу же загорелись идеей. А ИИ был принят в качестве полноправного участника.
— Неужели ИИ может сам «с нуля» написать концепцию музея?
— Нет, конечно! Мы его достаточно долго обучали. ИИ нужно направлять, четко ставить задачу и объяснять, почему какие-то его предложения не подходят. Только после обучения искусственный интеллект становится действительно интеллектуальным, и его идеи можно применять.
В результате ИИ стал полноценным соавтором музея. Мы советовались с ним, когда выбирали аромат музея, рисовали логотип и дизайн отдельных экспонатов. ИИ сгенерировал описания предметов коллекции и большую часть текстов для сайта. Даже приглашение на открытие музея было написано искусственным интеллектом. Сейчас мы учим его создавать экскурсии для гостей разных возрастов.
— И сколько времени вам потребовалось на создание музея?
— С момента идеи и до открытия прошло немногим больше года. Мы планируем снять фильм о том, как возводился первый в России музей, созданный в соавторстве с ИИ. Его тоже можно будет посмотреть прямо в музее.
МАФ как живой организм, постоянно растет и развивается. Появляются дополнительные экспонаты, мы продолжаем экспериментировать и придумывать новые фишки. Например, недавно мы буквально за один день решили приобрести робота. Он будет разговаривать, отвечать на вопросы. А в перспективе мы хотим его запрограммировать даже на проведение полноценной экскурсии.
— Если не секрет, сколько уже вложено в проект?
— Бесконечное количество сил всей команды и более 150 миллионов рублей только для старта. Хотелось бы сказать, что это все вложения, но сумма продолжает постоянно увеличиваться.
— Есть ли мировые практики, которыми вы вдохновлялись при создании МАФ?
— Мы постоянно отслеживаем тренды и перед открытием музея посещали иностранные проекты, ездили, например, в Голландию и Китай. И очень разочаровались, потому что подача информации была совершенно устаревшей. Можно сказать, что в этих поездках мы поняли, как НЕ хотим делать.
Если попытаться отнести МАФ к какому‑то типу музея, то ему будет наиболее близок формат кунсткамер. Уникальные собрания, включающие естественно-научные экспонаты, а также разнообразные редкие и курьезные вещи — природные и рукотворные. Главный критерий, по которому предметы попадали в нашу коллекцию, — способность чем‑то удивить.
— То есть МАФ — это современная Кунсткамера?
— Мы совмещаем элементы из разных исторических эпох и культур и объединяем их в единое повествование. В МАФ выделено несколько тематических разделов. Например, один из них посвящен живой планете, где мы говорим о чудесах природы. А другой — теме денег, погони за богатством.
Особенный раздел — «Сделано в России». Мы хотим рассказать про людей, которые поддерживают и переосмысливают русские традиции. В частности, неваляшка — символ нашего детства — представлена современным автором в новом прочтении. Или такой узнаваемый образ, как матрешка — неотъемлемая составляющая русской культуры. В нашем случае она будет в стилистике «кибер». В будущем мы добавим роботизированную историю, чтобы матрешка могла разговаривать. Все меняется в этом мире, это неизбежно, и наши традиции тоже могут эволюционировать.
Будет и зал «18+». Конечно, с отдельным входом только для взрослых. Каждый сам сможет выбрать, заходить туда или нет.
— Интерактивные музеи зачастую ориентированы на детскую аудиторию, в то время как арт-подача скорее будет интересна взрослым. Кто основной посетитель музея МАФ?
— Да, это частая проблема музеев. В интерактивных скучно взрослым, а в классических, без должного внимания экскурсовода — детям. Поэтому одной из наших задач было создать пространство вне возраста, где каждый найдет то, что его увлечет.
Многое зависит от того, как ты хочешь познавать этот мир. Тех, кто любит ходить по музеям, ждет интересная подача материала, новые знания. Тех, кто хочет увидеть что-то необычное, мы удивим технологичными экспонатами. Даже просто пребывание в таком пространстве расширяет кругозор и эстетическое восприятия мира.
МАФ подарит разные впечатления детям и взрослым и объединит разные поколения. Для школьников, студентов, пенсионеров и членов многодетных семей предусмотрены льготные билеты.
— Чего ждать от музея в ближайший год?
— Еще больше применения искусственного интеллекта: в экскурсиях, новых экспонатах, продвижении музея. И, конечно, в мероприятиях на нашей площадке.
Материал подготовила Елена Прилашкевич
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7665) от 20.05.2024 под заголовком «Музей «Арт и Факты» открылся в Петербурге».
Комментарии