В Петербурге открыли памятник «Памяти медицинских работников блокадного Ленинграда»

«Памяти медицинских работников блокадного Ленинграда» — так называется скульптурная композиция, открытая в Соляном переулке, возле Музея обороны и блокады Ленинграда. В церемонии участвовали губернатор Александр Беглов, председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, председатель городского Законодательного собрания Александр Бельский.

В Петербурге открыли памятник «Памяти медицинских работников блокадного Ленинграда» | ФОТО Сергея грицкова

ФОТО Сергея грицкова

На открытии не раз звучало, что медицинские учреждения города продолжали действовать всю блокаду. Ни на один день не останавливали работу Мариинская и Боткинская больницы, работали Институт имени Вредена и роддом имени Снегирева, Институт переливания крови, действовала скорая помощь, ее сотрудники также несли службу на Дороге жизни.

Инициатором установки памятника стала председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова. Почетным гостем на открытии была доктор медицинских наук Елена Кан, в далеком прошлом — медсестра блокадного Ленинграда. Она трудилась в 1‑й детской поликлинике, а затем — в НИИ нейрохирургии имени Поленова, который стал военным госпиталем.

Бронзовая композиция высотой более трех с половиной метров состоит из трех фигур — доктора, медсестры и раненого ленинградца. Создатели памятника, как и соседнего монумента «Блокадной учительнице», установленного ровно год назад, — скульптор Владимир Бродарский и архитектор Леонид Копыловский. Оба — представители школы замечательного скульптора Григория Ястребенецкого. Бродарский — его ученик, Копыловский — давний соратник по художественному цеху.

Своей энергетикой обе скульп­туры «держат» территорию перед музеем, превращая ее в свое­образный аванзал. Своего рода музейную экспозицию, вынесенную в городскую среду. Поэтому оба памятника выполнены в практически одинаковой манере: их максимальная экспрессия призвана передавать тревожную ритмику войны. Кроме того, в них использован один и тот же символ блокадного города — полуразрушенное окно.

Владимир Бродарский, на мой взгляд, — совершенно невероятный талант, — говорит Леонид Копыловский. — Его пластическая манера продолжает «почерк» Павла Трубецкого, творившего сто лет назад, чей стиль, близкий импрессионизму, в мире называли «русской пластической школой».

По словам архитектора, его задачей было сделать так, чтобы скульптурная композиция соответствовала сложившейся архитектурной среде. Поэтому фоном для нее стало здание в Гангутском переулке, возведенное в стиле модерн в начале ХХ века. Творческая манера Бродарского как раз близка этой стилистике…

Леонид Копыловский вместе с детским садом был эвакуирован из Ленинграда в конце лета 1941‑го. Он вырос в среде военных медиков: его отец, Иосиф Копыловский, был хирургом, прошел всю войну, от западных рубежей до Маньчжурии, руководил полевыми госпиталями у передней линии фронта. Был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, закончил войну в звании майора медицинской службы.

Можно сказать, что, работая над образом врача, я в какой‑то степени имел в виду и своего отца, — говорит Леонид Иосифович.


#памятник #медики #открытие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7345) от 30.01.2023 под заголовком «Медикам на Соляном».


Комментарии