В Петербурге открылась выставка, приуроченная к 250‑летию вхождения Осетии в состав России

В Российском этнографическом музее открылась выставка «Познавая Осетию: собиратели и коллекции» (6+), которая приурочена к 250‑летию вхождения Осетии в состав России. Проект получился цельным: документы, фотографии, предметный ряд, всего более ста экспонатов уложены в четкую канву, которая позволяет с интересом знакомиться с выставкой как широкой публике, так и тем, кто изучает историю народов Северного Кавказа.

В Петербурге открылась выставка, приуроченная к 250‑летию вхождения Осетии в состав России | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— Мы представляем коллекции, отражающие как научное, так и эмоциональное познание предметов, собранных нашими предшественниками. Чтобы понять, что такое мирно воссоединиться, мирно жить, что такое мирное вхождение в Российское государство. Этот процесс всегда основан на взаимном уважении, на познании традиций. Многие предметы повседневного быта осетинского народа никогда прежде не выставлялись в наших экспозициях. Но именно они говорят о традициях, которые всегда современны, — пояснила идею проекта Юлия Купина, директор Российского этнографического музея.


Осетия2_Пр.jpg


ФОТО АВТОРА


Анастасия Газданова, куратор выставки, провела для нас небольшую экскурсию. Эпиграфом к проекту служит мужской походный костюм. Как рассказала куратор, осетин непредставим без оружия, оно должно быть на одежде. Но правила музейного показа строги, поэтому кинжалы, кремневые ружья и пистолеты находятся в витрине.

В конце 1749 года в Россию отправилось осетинское посольство во главе с Зурабом Магкаевым. Послы сложными путями прибыли в Петербург через год. В 1751‑м были приняты Елизаветой Петровной. В 1774 году в крепости Моздок представители осетинских общин подали прошение о принятии Осетии в состав Российской империи. Главная причина такого желания была изложена еще в челобитной 1755 года, направленной Елизавете Петровне: «Мы жительствуем в горах весьма тесно и неисправно… некоторые наши люди пахотной земли не имеют, где бы могли для своего довольствия сеять хлеба».

Далее параллельно развиваются два сюжета. В одном рассказано о шести этнографах, исследователях Северного Кавказа, которые собирали и привозили ценные предметы, это Захарий Валаев, Глеб Бонч-Осмоловский, Борис Куфтину, Евгения Пчелина, Александр Миллер и Евгения Студенецкая. Они же являются авторами многих фотографий, представленных на выставке. Этнографические экспедиции начались в первые годы ХХ века и активно продолжались до 1970‑х годов, собранные предметы относятся к XIX и началу ХХ века.

Здесь же находятся ключевые экспонаты. Среди них — очажная цепь (висела над очагом) — святыня осетинского дома. Она делила жилище на мужскую и женскую половины. Невеста, покидая родительской дом, обходила вокруг цепи. В доме жениха она повторяла ритуал, тем самым приобщаясь к новой семье, к духу домашнего очага. Когда последний мужчина в роду умирал, его вдова или сестра выходила из дома, надевала цепь на шею, что означало: род прервался.

Струнный музыкальный инструмент фандыр, похожий на миниатюрную арфу, экспонировался на Первой этнографической выставке 1867 года в Москве, а затем входил в коллекции предшественников Российского этнографического музея. Газданова поясняет, что этот инструмент связан с нартским эпосом, на его корпусе изображены три рогатых тура (горных козла). При нажатии на клавишу они подпрыгивают, отбивая ритм.

Декоративный резной посох был создан в 1930‑е годы Сосланбеком Едзиевым, известным осетинским скульптором.

Второй сюжет рассказывает о традиционном образе жизни осетинского народа, «именные» витрины показывают оружие, дорожные и обрядовые предметы, рассказывают о промыслах, сельском хозяйстве, жилище. Здесь куратор обращает внимание на мужскую кожаную обувь с плетеной подошвой, она требовала толстых стелек из травы, зато лучше сцеплялась с горной тропой. Две стелы, украшенные лентами, использовались в обряде посвящения мальчика в члены общины. В трехлетнем возрасте его одевали как взрослого мужчину, давали колчан со стрелами и вели в святилище, где и происходило посвящение.

Начиная с 9 июля выставку будет сопровождать культурно-образовательная программа, которая включает мастер-классы и игровую экскурсию для детей «Сын бедняка и сокровища Уаига», где гости познакомятся с персонажами старинной осетинской сказки. А также узнают, как в горах выращивают хлеб, почему в Осетии так много башен, чем черкеска отличается от бешмета, а башлык от папахи.

Выставка работает по 19 января 2025 года.


#Осетия #выставка #этнография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (7702) от 11.07.2024 под заголовком «Стрелы для мужчины».


Комментарии