В Петербурге открылась выставка, посвященная советскому туризму
«Состав работников музея засорен классовыми элементами. 8 человек экскурсоводов происходят из дворян, один бывший офицер и т. п. Отдельные научные работники музея ведут по существу антисоветскую пропаганду... Методика проведения экскурсий неудовлетворительная... Отсутствует политическая, большевистская целеустремленность. Содержание партийностью не насыщается».
ФОТО Pixabay
Перед нами – цитата из докладной записки 1935 года о ситуации в Русском музее, составленной заведующим культотделом Ленинградского обкома партии. Вряд ли стоит сомневаться, что оргвыводы заставили себя долго ждать...
Документ представлен на выставке в Центральном государственном архиве историко-политических документов. Экспозиция посвящена советскому туризму, и начинается она с материалов, рассказывающих об Обществе пролетарского туризма и экскурсий.
– Разумеется, организованный отдых не был новшеством советской власти: он вполне себе существовал и до революции. Но вот «пролетарский туризм», соединявший массовые путешествия с политинформацией, определенно был настоящим ноу-хау, – поясняет куратор выставки Анна Зыкова.
Недаром в одном из представленных документов прямо говорится: «Общество пролетарских туристов в период реконструкции народного хозяйства, социалистического наступления по всему фронту приобретает исключительное значение. Вся практическая работа общества исходит из общих задач партии...».
Впрочем, существовал организованный отдых и для отдельных категорий граждан. Любопытный документ, датированный сентябрем 1944 года, – справка управляющего делами Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) о доме отдыха в Кавголове для «руководящего партийного и советского актива». Рассчитанный на сорок человек, он являлся единственным подобным заведением «в условиях военного времени как по своему оборудованию, так и территориальности расположения от Ленинграда».
Согласно документу, отбор желающих попасть в кавголовский дом отдыха производился через специальную комиссию обкома и горкома партии. «При направлении на шесть дней с отдыхающих взимается плата 50 рублей и за однодневную базу отдыха 20 рублей с человека». Отмечалось, что заведение «имеет свое подсобное хозяйство, которое обеспечивает отдыхающих необходимыми сельскохозяйственными продуктами (молочные продукты, мясо, овощи и др.), что значительно сокращает расходы на питание»...
Отдельный раздел выставки посвящен тому, как в советской стране принимали иностранных туристов. Им ведь надо было продемонстрировать все достоинства рабоче-крестьянского государства, и ни в коем случае они не должны были увидеть ничего лишнего, компрометирующего и дискредитирующего. Один из представленных документов свидетельствует, что именно следовало показывать иностранцам в Ленинграде и пригородах. В программе – Эрмитаж и Петрокрепость, «фабрика и ясли», музеи Ленина, Кирова, революции и домик Петра. А также рабочий или студенческий городок, дом художественного воспитания детей, Дом пионеров, Дворец культуры и ЦПКиО.
В 1927 году было организовано Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). Его главной задачей как раз и было знакомить иностранцев с жизнью в СССР. Некоторое время организацию возглавлял старый большевик Александр Аросев – отец будущей актрисы. На выставке представлено его письмо Кирову, датированное 3 ноября 1934 года. «Несколько дней нахожусь в Ленинграде и несколько раз пытался Вас увидеть, но все время не удавалось...».
В документе говорилось о том, как следует налаживать работу ленинградского отделения ВОКС. По всей видимости, встреча Аросева с Кировым так и не состоялась: меньше чем через месяц Сергей Миронович был убит. Что же касается Аросева, то он был расстрелян во время большого террора – в феврале 1938 года...
В завершение экспозиции – свидетельства из совсем недавнего прошлого. Многие помнят: в советское время, чтобы получить разрешение на заграничную поездку, даже в соцстрану, требовалось пройти собеседование в райкоме партии. Ответить на вопросы, например, назвать секретаря компартии страны, в которую намечалась поездка, или поведать о положении где-нибудь на Кубе или в Никарагуа.
Среди экспонатов выставки – недавно рассекреченные методички с правилами поведения для советских граждан, желавших отправиться за рубеж. В соцстраны – одна, в капстраны – другая. Разумеется, последняя гораздо более требовательная: советский человек должен был демонстрировать скромность в быту, быть морально и политически устойчивым. Особо подчеркивалось: принимать какие-либо подарки запрещается.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7024) от 06.10.2021 под заголовком «Пролетарский туризм как ноу-хау».
Комментарии