В Петербурге осуществили перевалку детали российского коллайдера NICA

Петербургские портовики осуществили перевалку прибывшей из Италии важной и довольно «нежной» детали строящегося российского коллайдера NICA.

В Петербурге осуществили перевалку детали российского коллайдера NICA | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Cоленоид сверхпроводящего магнита, о котором идет речь, весил 71 тонну, а общая его масса вместе с металлической упаковкой превышала 125 тонн, что сопоставимо с весом трех грузовых вагонов. Для проведения высокотехнологичной операции петербуржцы использовали самый мощный в мире кран Liebherr LHM 800, которым никто, кроме них, во всей отечественной портовой отрасли больше не располагает.

Сверхпроводящий магнит MPD российского коллайдера, строящегося в подмосковном городе Дубна для ученых из Объединенного института ядерных исследований, произвела по их чертежам итальянская компания ASG Superconductors. Сроки работ из-за пандемии пришлось сдвинуть, но не слишком заметно, поскольку этот значимый для мировой науки проект находится под самым пристальным вниманием.

Получив ценный груз в итальянском порту La Spezia, специализированное судно «Янис» доставило его в многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка», единственный глубоководный порт Петербурга. Первый в России мобильный портовый кран Liebherr LHM 800, способный легко, как пушинку, и плавно перемещать грузы весом до 302 тонн, появился как раз там. Сначала один, а около года назад и второй, ведь, действуя в связке, эти «мускулистые» машины могут совершать еще более сложные операции.

Каждый такой кран не просто наделен неимоверной силой: по существу, это робот-великан на колесах, обладающий «умным» оборудованием. Система компенсации колебаний Cycoptronic, например, помогает снижать риски, учитывая такие важные при перемещении груза факторы, как расположение центра тяжести, сила ветра и др. А соединив кабелем два этих крана, можно управлять ими одновременно с одного операторского пульта, обрабатывая махины весом до 500 тонн.

Однако на сей раз, принимая с палубы судна соленоид, имеющий внушительные габариты и помещенный в тяжеленный, более 55 тонн весом саркофаг, портовики обошлись одним таким краном. По словам Андрея Блинова, технического директора ММПК «Бронка», подготовка к операции, включая применение такелажной оснастки и датчиков, фиксирующих опасные для груза наклоны, заняла около часа, а сама выгрузка длилась всего десять минут.

В Петербурге это оборудование, которое ученые назвали сердцем нового ускорительного комплекса элементарных частиц, впрочем, пробыло недолго. «Путешественника» в тот же день погрузили на баржу класса «река – море» и отправили по внутренним водным путям России в речной порт Дубна, где его ждал мощный плавкран.

Там деталь коллайдера NICA переместят на автотранспортные тележки, и она прибудет на стройплощадку, где идет монтаж оборудования, запуск которого ожидается в 2022 г. Об этом рассказал Александр Торгашов, глава транспортно-экспедиторской компании «АЕТ-Транс», которая подготовила для данного груза логистическую схему и отвечала за работу с контролирующими, транспортными и другими организациями на протяжении всего пути.

Тем временем в «Бронке» завершается строительство восьмого причала, предназначенного для обработки обычных и нестандартных крупногабаритных грузов, который планируется оснастить новым оборудованием. В частности, там появятся две балансирные траверсы: приспособления для перемещения таких внушительных тяжестей с применением подъемников, что повысит скорость погрузо-разгрузочных операций, отметил Андрей Блинов.

#коллайдер #детали #атомная энергетика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6806) от 16.11.2020 под заголовком ««Бронка» напрягла мускулы».


Комментарии