В Петербурге обсудили перспективы развития Национальной системы квалификаций

На прошедшем в нашем городе форуме «Российский промышленник» особое внимание было уделено состоянию рынка труда и тому, как может быть снижен уровень имеющегося дефицита кадров. Большая часть участников дискуссий уверены — необходимо перестраивать систему подготовки с той целью, чтобы выпускать специалистов квалификации, которая действительно нужна предприятиям.

В Петербурге обсудили перспективы развития Национальной системы квалификаций | Совсем скоро запись в трудовой книжке о профессии ее обладателя будет определять не тарифно-квалификационный справочник, а профессиональные стандарты./ФОТО Анны МАЙОРОВОЙ/ТАСС

Совсем скоро запись в трудовой книжке о профессии ее обладателя будет определять не тарифно-квалификационный справочник, а профессиональные стандарты./ФОТО Анны МАЙОРОВОЙ/ТАСС

Понимание есть

С тем, что в стране необходимо переналадить систему профессиональной подготовки на всех ее уровнях, ­согласны и «наверху». Но сделать это в отсутствие современных стандартов обучения, по мнению ­министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова, невозможно. Причем профессиональные стандарты, которые готовятся совместными усилиями системы образования и представителей тех или иных отраслей экономики, должны задавать планку развития компетенций и носить абсолютно прикладной характер. «Только в этом случае они могут быть и полезными, и востребованными», — заявил министр.

Работа в этом направлении идет: Минтруд России уже принял ряд решений, которые позволяют ускорить процесс утверждения новых профессиональных стандартов и квалификаций. А запущенная два года назад программа повышения квалификации и ­переподготовки дает плоды: по словам Котякова, в 2022‑м ­обучение в ее рамках прошли 130 тысяч россиян (65 тысяч продолжают учиться). «В следующем году выйдем на уровень 140 тысяч человек», — заверил министр. Поскольку до 90% подготовленных таким образом россиян успешно находят новую работу, он уверен — инструмент работает эффективно.

А вот практика целевого набора не слишком эффективна: по оценке Минобра, в настоящее время работодатели не выбирают и половины квот на целевое обучение. Все потому, что подготовка специалиста длится долго и в целом ряде случаев так и не приводит к нужному результату — готового специалис­та получить не удается. В этой связи на петербургском форуме прозвучало предложение расширить ­систему целевых договоров и заключать их уже со старшекурсниками, хорошо зарекомендовавшими себя на практике или в ходе реализации учебных проектов.

Общественность поддерживает

С необходимостью дальнейшего развития национальной системы квалификаций и ее интеграции во все структуры, занятые подготовкой кадров, согласны и представители промышленных и общественных объединений. По мнению Александра Шохина, руководителя Российского союза промышленников и предпринимателей, здесь большую роль должны сыграть новые федеральные проекты «Кадры для цифровой экономики», «Профессионалитет» и «Передовые инженерные школы». «Они разработаны при активном участии бизнес-сообщества и предполагают вовлечение работодателей как в их реализацию, так и в актуализацию образовательных программ, — пояснил он. — Именно это обеспечит «бесшовный» выход выпускников образовательных учреждений на рынок труда».

В этой связи от практики эксперимента, в котором в 2022 году приняли участие 24 вуза страны, в 2023‑м он предложил перейти к массовому использованию опыта новых проектов. Правда, глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков на это заметил, что «не надо стараться доводить идею до абсолюта». «Да, стремиться к тому, чтобы специалист, получивший диплом, завтра же мог занять рабочее место по своей профессии и в полном объеме выполнять обязанности, нужно, — считает он. — Однако время для его адаптации все равно потребуется».

Как считают эксперты, обязательным условием для успеха является и расширение практики применения независимой оценки квалификации.

По стандарту

В настоящее время в России утверждено около 1,5 тыс. стандартов, которые и являются ориентиром в подготовке кадров. Как бы то ни было, но постепенно они все чаще становятся основой для государственных образовательных стандартов, а также активно используются при аттестации выпускников. Причем нередко речь идет о совмещении процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации. «Набор компетенций, используемый в рамках реализации новых федеральных проектов, очень важно тиражировать в вузах и учебных заведениях системы среднего профобразования по всей стране, — считает генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. — Свою роль в этом процессе могут играть и советы по профессиональным квалификациям».

При этом заместитель министра труда и соцзащиты РФ Елена Мухтиярова уверена, что в сфере высшего образования, например, совмещать процедуры независимой оценки квалификации и государственной итоговой аттестации просто необходимо. «Это создает условия для максимального сближения реализуемых вузами образовательных программ и профессиональных стандартов», — полагает она. И ведет к тому, что учащиеся, осознавая необходимость прохождения независимой оценки квалификации (НОК), сами стараются получить именно те знания и навыки, которые потребуются им в работе по профессии на современном уровне. Причем показательные примеры, когда ­госэкзамен и процедура НОК успешно совмещаются, в стране уже есть.

Например, замдиректора Центра подготовки руководителей и ­команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Александр Шубин отмечает, что подготовка специалистов должна вестись по ролевой модели, основанной на функциях и решаемых профессиональных задачах. «Поэтому кроме непосредственного обучения мы планируем ­внедрить систему оценки компетенций как неотъемлемую часть образовательного процесса, — говорит он. — Это позволит как оценить эффект от ­обучения, так и подтвердить квалификацию специалиста».

Научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов отметил и важную тенденцию: «Сейчас сложилась ситуация, при которой требования к качеству специалиста все чаще формируют не глобальные компании, а именно профессиональные сообщества. Их влияние растет, и вполне можно ожидать, что роль советов по профессиональной квалификации в России будет становиться все более значимой». Причем это касается всех направлений бизнеса,  в том числе и платформенной занятости, доля которой на российском рынке труда только возрастает. Согласен с этой точкой зрения и руководитель комитета по труду и занятости Петербурга Дмитрий Чернейко: «Там, где ­профстандарты составлены качественно и работают эффективно, их надо полностью отдавать в ведение профессиональных сообществ».

Связать навыки с деньгами

Никто не спорит — профессиональные стандарты со временем станут тем инструментом, с помощью которого будут не просто измерять квалификацию специалиста, они будут мерилом его заработка. Михаил Шмаков, в частности, делает на этом особый акцент. «Каждый работающий должен четко понимать, каким образом заработок зависит от уровня его профессиональных компетенций, — считает он. — Если квалификация ведет к росту доходов — будет и интерес к ее повышению». Поскольку в настоящее время прямой зависимос­ти между ними нет, а процедура прохождения независимой оценки квалификации для подавляющего большинства трудящихся необязательна, к ней нет и явного интереса.

Однако очевидно: полнопрофильное введение системы проф­стандартов и независимой оценки квалификации не за горами. И те, кто уже сейчас работает в соответствии с новыми нормами, в конечном счете выиграют и в перспективах трудоустройства, и в заработке.

Справка 

По данным ВНИИ труда, в настоящее время разработанные в России профессиональные стандарты охватывают около 80% занятых. Больше всего имеется профстандартов в атомной и ракетно-космической отраслях, а также в металлургии, машиностроении и некоторых других.


#форум #развитие #рынок труда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7312) от 06.12.2022 под заголовком «Профессиям очертили будущее».


Комментарии