В Петербурге каждая десятая вакансия связана с метрологией

Несколько лет назад в Петербурге возникла идея: готовить метрологов. Причем ее инициаторы умудрились обойтись без одобрения «сверху», без выстраивания иерархии. И прямо как в воду глядели: сейчас в городе каждая десятая вакансия так или иначе связана с метрологией. Спрос вырос на 55 %.

В Петербурге каждая десятая вакансия связана с метрологией | ФОТО Graphic Node on Unsplash

ФОТО Graphic Node on Unsplash

Готовы брать «без опыта»

Метрология — наука об измерениях. А еще о методах и средствах, которые позволяют обеспечить единство этих измерений. Чтобы, условно, парижский килограмм равнялся килограмму на купчинском рынке. Или так: чтобы радио­нуклиды для противоопухолевой терапии были такими, как надо. И винтик в космическом корабле… Метрологи отвечают за точность, создают и хранят эталоны. Инженеры по стандартизации разрабатывают ГОСТы, правила, ТУ и конт­ролируют их соблюдение.

Россия — одна из лидирующих «метрологических» держав. То есть способна проводить точнейшие измерения в разных сферах — это требует сложного оборудования и кадров, умеющих на нем работать.

Менделеев (известный миру как химик, а вообще‑то еще и мет­ролог, создатель Главной палаты мер и весов) говорил: «Чтобы что‑то улучшить, нужно сначала это измерить» и «Управлять можно только тем, что можно измерить».

— Спрос на специалистов в сфере стандартизации и метрологии вырос на 67 %, — приводит данные Юлия Сахарова, директор HeadHunter Северо-Запад, службы по поиску персонала.

Это в целом по стране. Особенно — в Москве, Петербурге, Мос­ковской области. В нашем СЗФО, например в Карелии, спрос за два года вырос на 133 %, а в Коми на 233 %.

Больше всего вакансий для специалистов в метрологии и стандартизации в таких сферах, как электроника, приборостроение, компьютеры и оргтехника (15 %), тяжелое машиностроение (11 %), нефть и газ (10 %), промоборудование, техника, станки и комплектующие (9 %), IТ и системная интеграция (6 %), продукты питания (6 %). Последние цифры, может, и не потрясают, но важна тенденция: в области «продуктов питания» повышение  — 111 %, в розничной торговле — 169 %.

С чего бы такой прирост?

Во-первых, общая нехватка кад­ров в самых разных отраслях, констатируют эксперты. То, что безработица в стране (статистика по марту) всего 2,7 %, а в Петербурге 1,5 % — это хорошо для тех, кто работу ищет, но не для экономики. Для экономики хорошо, когда безработица 5 – 5,5 %, тогда и без работы не останешься (если не совсем уж ленив), и работодателю не приходится брать кого придется.

Работодатели существенно снизили свои ожидания. Поскольку специалистов в метрологии и стандартизации не хватает, готовы брать и не очень опытных. Например, почти на треть прибавилось работодателей, готовых принять на работу со стажем один — три года. А число тех, кто готов нанимать «без опыта», выросло на 40 % — сейчас их 18 %. При этом растет запрос на софтскиллы, «мягкие навыки»: подразумевается, что если кандидату не хватает знаний, то он способен по ходу обучаться новому и перенимать опыт коллег.

Во-вторых, продолжают эксперты, если в стране развивается обрабатывающая промышленность, не обойтись без метрологов, без инженеров по стандартизации, по качеству.

Потребность в кадрах заметна и по росту предлагаемой зарплаты. За год медианное значение выросло до 61 тысячи рублей по стране. В Москве медианная — 90 тысяч руб­лей, в Петербурге — чуть больше 74 тысяч. Положа руку на сердце, не так чтобы дух от таких деньжищ захватывало. Есть риск, что ими молодежь в профессию не заманишь. Но и рост предлагаемых зарплат пока не остановился.

С детского сада — до НИИ

В Петербурге «под метрологию» создали целый образовательный кластер. Инициатор — Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии (ВНИИМ) имени Д. И. Менделеева, преемник той самой менделеевской Главной палаты мер и весов. Поводом послужила беспокоящая нехватка ­кадров: в НИИ, понятно, специалисты нужны хорошие.

— Еще в 2019 году Торгово-промышленная палата России оценила, что метрологов в четыре раза меньше, чем надо бы, — вспоминает Антон Пронин, гендиректор ВНИИМ.

Потом их несколько прибавилось, но и потребности выросли. А выпуск по специализации «метрология» в вузах в последние годы снижался. Среди причин, полагает Антон Пронин, — досаднейшая: выпускники школ (и родители) просто не в курсе, что есть такая специальность.

— Мы устали уже, что нас постоянно путают с метростроителями и метеорологами. Путают не прос­то в быту, но и в коридорах власти, когда приходишь туда со своими нуждами и проблемами. Созданием образовательного кластера мы смогли переломить эту ситуацию.

Институт договаривался индивидуально. Со школами — не хотите ли организовать у себя мет­рологический класс? С вузами — не желаете ли сотрудничать со школами, где организуют метрологические классы? С предприятиями — не считаете ли возможным… ну вы поняли. Никого ни к чему не обязывали, рассказывает Антон Пронин, все работают в единой логике, но по индивидуальным планам. Деньги и возможности изыс­кивают сами.

— Организация кластера — новая схема профориентации школьника, считает эксперт. — Она показалась настолько удобной, практичной и интересной для всех участников, что кластер стал ­быстро разрастаться.

Сейчас в Петербурге в кластер входят 14 детсадов (дети учатся измерять и точно не спутают потом метрологию и метро), 46 школ (мет­рологические классы с первого по выпускной), 4 колледжа, 9 университетов, 14 предприятий и организаций. Еще пансион воспитанниц Минобороны. И Детская Октябрьская железная дорога.

— Все процессы на железнодорожном транспорте пронизаны измерениями, в метрологической службе РЖД работают больше 6 тысяч человек, — аргументирует Константин Коротаев, начальник Октябрьского центра метрологии ОЖД. — Нам нужны люди с высшим образованием по этой специальности.

Если, говорит, довелось на занятии откалибровать «железнодорожную» детальку, такое не забывается никогда.

С сентября на Детской железной дороге для 10 – 11-х классов введут специальность метролога — в придачу к традиционным — машиниста, начальника станции и так далее.

— Ребята будут учиться контролировать достоверность показаний приборов, — говорит Алексей Игнаткович, представитель ВНИИМ, координатор Метрологического образовательного кластера Росстандарта.

ВНИИМ — сам институт Росстандарта. Так вот в 2021 году «метрологический» кластерный опыт Петербурга стал распространяться по стране. С той же философией: никакой обязаловки, нет главных и подчиненных.

Вот пример «инициативы на мес­тах». Директор школы № 695 Пушкинского района Наталья Етчо организовала метрологический класс, а когда через год еще около десятка школ района захотели такой же, придумала своеобразное объединение — районный метрологический образовательный кластер. Сейчас в него входят 16 школ, 5 детсадов. А потом такие кластеры появились еще в нескольких районах.

Если говорить в масштабах страны, сейчас в метрологическом образовательном кластере Росстандарта 22 региональных кластера в 27 субъектах: 273 организации — предприятия и компании, вузы, колледжи, кружки, школы, детсады.

Кто проверит робота?

С 1 сентября 2024 года метрологическая специальность, которой обу­чают в вузах, расширится. Станет называться так: «управление качеством, стандартизация и метрология». Выпускать будут и бакалавров, и магистров техники и технологий.

— Стандарты и измерения нужны во всех отраслях, специалисты в этой области востребованы везде. Соответственно, будет еще больше возможностей трудоустройства и интересной работы у тех, кто выберет это направление, — считает Алексей Игнаткович.

Напоминает: в прошлом году в стране «очень сложно шел набор студентов в технические вузы. Некоторым университетам пришлось объявлять вторую волну приема». А вот в Военмехе таких проблем не было. Знаменитый вуз тоже входит в образовательный кластер.

Преподаватель кафедры «Инжиниринг и менеджмент качества» естественно-научного факультета Военмеха Вячеслав Стрельцов рассказывает о принятой на кафедре «философии». Концепция «Индустрия 4.0» предусматривает полностью роботизированное производство и автоматизацию всех процессов. Теперь вспомним азимовские правила робототехники: «Робот не может причинить вред человеку» и так далее. Но кто проверит робота?

— Метролог, — отвечает Вячеслав Стрельцов. — И будет играть в будущем очень важную роль.

Раньше, говорит ученый, вуз искал, как бы устроить студента на производственную практику. Сейчас с производств звонят на кафедру: готовы принять, начиная со второго курса.

Военмех сотрудничает со школами. Например, толковый ученик школы № 237 Красносельского района придумал проект (что‑то про автоматизированную проверку надежности весов) — так в течение полугода вечерами инженеры кафедры помогали парню сделать установку, рассказывает Стрельцов. Пацан, получается, вечерами мотался из Красносельского района в центр города.

Ощущение, что военмеховцы не считают эти свои факультативные труды чем‑то похвальным. В лице таких школьников получают, можно сказать, готовых студентов с опытом самостоятельной работы над научным проектом.


#метрология #измерения #специалисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7685) от 18.06.2024 под заголовком «Учимся измерять».


Комментарии