В Петербурге и Москве узаконили движение беспилотных трамваев

Петербург и Москва стали первыми в России городами, где узаконено движение беспилотных трамваев. Пока, правда, на время: федеральная власть установила в этих двух мегаполисах экспериментальный правовой режим (ЭПР) работы «умных» трамваев сроком на три года. Соответствующее постановление, создающее правовые основы для проведения такого эксперимента, подписал на днях премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

В Петербурге и Москве узаконили движение беспилотных трамваев | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Предполагается, что переходить на полноценную эксплуатацию такой сложной техники транспортники станут не сразу, а поэтапно. Вначале ее будет подстраховывать водитель-испытатель. При этом ей потребуется пройти по городским улицам в общей сложности 3 тысячи километров или проработать 150 часов. Затем, отработав алгоритм движения, трамваю-беспилотнику «поручат» перевозить пассажиров в автономном режиме. А оператор будет мониторить его работу.

Новые трамвайные вагоны с элементами искусственного интеллекта — системой активной помощи водителю, реагирующей на превышение скорости, препятствия на путях и красный сигнал светофора, — в Петербурге уже ходят давно. Этому предшествовала большая подготовительная работа «Горэлектротранса» и производителей такого оборудования. А теперь, согласно постановлению, ее потребуется поднять на более высокий уровень.

Документ предусматривает целый перечень таких мероприятий. Для подготовки водителей-испытателей и операторов, в частности, необходимо создать и утвердить специальные программы. Специалисты разработают регламент планового технического обслуживания «умных» трамваев и их диагностику в режиме реального времени. Предстоит также продумать и воплотить в жизнь меры по обеспечению безопасного движения на путях.

​Причем представители «Гор­электротранса», активно осваивающие это новое направление, уверены: даже при полном переходе на автономное движение в салоне такого трамвая непременно должен находиться бортинженер или стюард. Но влияние человеческого фактора (скажем, усталости водителя или его невнимательности), становящегося нередко причиной ДТП, так или иначе удастся свести к минимуму.

​Москвичи в свою очередь пытаются не отставать от своих коллег из Петербурга. Первые тестовые поездки с пассажирами в режиме ЭПР они собираются начать в сентябре нынешнего года. А до конца 2025‑го планируют запустить в эксплуатацию автономный трамвайный вагон. Это будет первое использование ЭПР для апробации беспилотных технологий на разных видах городского пассажирского транспорта, отметил заместитель главы Мин­экономразвития РФ Максим Колесников, курирующий данный проект. И особое внимание его участники будут уделять, конечно же, безопасности проведения эксперимента.

Ранее мы сообщали о том, как ленинградцы помогали покорять гидрокосмос, а также писали, что витебскую развязку выводят на проспект.


#трамваи #умный транспорт #эксперимент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (7716) от 31.07.2024 под заголовком «Эксперимент с «умным» транспортом».


Комментарии