В ожидании подземки. Почему перенесли сроки открытия новых станций метро?
В феврале в Петербурге в очередной раз перенесли сроки открытия сразу нескольких станций метрополитена – на этот раз с 2023-го на 2024 год. Горожане расстроились, но уже не удивились – строительство станций у нас постоянно переносится в отдаленное светлое будущее. И связано это не столько с ковидным секвестрированием бюджетных средств, сколько с неразберихой, вызванной наличием сразу двух «Метростроев».
ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС
Напомним, компания с 70-летней историей ОАО «Метрострой» проходит процедуру банкротства, а ей на смену должно прийти новое предприятие – «Метрострой Северной столицы». Уставный капитал города в новой компании составит 65%. С таким статусом эта компания представлена в списке организаций с участием городских властей, опубликованном в феврале. Процессу передачи функций старт уже дан, но вот финиш пока в тумане.
Сейчас тоннели и станции петербургской подземки продолжает строить ОАО «Метрострой». В его уставном капитале доля города тоже довольно значительная: 21% акций владеет комитет имущественных отношений, еще 25% – у ГУП «Петербургский метрополитен», что в сумме составляет 46%. Полтора года назад Смольный намеревался увеличить городскую долю уставного капитала предприятия до 51%, чтобы иметь при себе контрольный пакет акций. Однако то ли чиновники не сумели договориться с другим основным акционером – семьей Александровых, то ли в Смольном передумали.
Сейчас понятно, что администрация города решила пойти другим путем. Для строительства метро создается новая компания, а относительно ОАО «Метрострой» запущена процедура банкротства. В данный момент на предприятии введена процедура наблюдения. При этом временный управляющий пытается взыскать 5 миллиардов рублей с бывших директоров «Метростроя», Вадима и Николая Александровых. Этот вопрос вместе с иском о банкротстве рассматривается Арбитражным судом Петербурга и Ленобласти, очередное заседание назначено на 6 апреля. В этот день суд может вынести решение о переходе ко второй стадии процедуры банкротства ОАО «Метрострой» – введению конкурсного управления.
Таким образом, юридическая составляющая процесса вполне регламентирована. А вот как на практике будут передаваться недостроенные тоннели и станции от одной организации другой – большой вопрос.
– Если процедура не будет формальной и работы остановят, то возникнет необходимость разрабатывать проект консервации всех объектов. Чтобы с уходом людей и техники не произошло обрушений в тоннелях, их не затопило и все оставалось в сохраненном состоянии. Это весьма дорогостоящая работа, и, конечно же, она скажется на сроках сдачи объектов в эксплуатацию, – пояснил исполнительный директор Тоннельной ассоциации Северо-Запада Сергей Алпатов.
Собственно, сроки уже перенесли. В феврале городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил, что станции «Юго-Западная» и «Путиловская» новой, 6-й, ветки метрополитена и «Горный университет» на Васильевском острове будут запущены в эксплуатацию на год позже – в конце 2024 года.
Не менее сложный вопрос, кто и на каком оборудовании будет работать в новой компании. Покупка современного оборудования по прокладке тоннелей, в том числе дорогостоящих проходческих комплексов, обойдется в сотни миллионов рублей, если не в миллиарды.
– Значительную часть механизмов, используемых при проходке, мы проектировали сами и производили в цехах управления механизации «Метростроя». Однако сейчас вряд ли это получится, значительная часть квалифицированных рабочих уволились. Новой компании придется использовать оборудование, которое в данный момент в работе. Большая часть этого оборудования заложена, как и ряд других активов ОАО «Метрострой». Видимо, проходческие щиты и другие механизмы придется выкупать, – считает эксперт редакции Валерий Кузнецов, до недавнего времени возглавлявший управление механизации «Метростроя».
Если оборудование и механизмы производятся или покупаются, то кадры не купишь. Сохранить то, что осталось, – самая главная задача.
– Проходчики, маркшейдеры – это специалисты, которых за год-два не подготовишь. Тем более нужно помнить, что в Петербурге специфические условия прокладки тоннелей метрополитена. Вахтовиков из других регионов можно привлечь только на вспомогательные операции. Необходимо сохранить те кадры, которые имеем, других метростроителей в городе нет, – утверждает Сергей Алпатов.
Таким образом становится понятно, что возможности маневра у новой компании тоже крайне ограничены. При банкротстве ОАО «Метрострой» необходимо в кратчайшие сроки, в течение двух-трех недель, переоформить имеющихся специалистов на работу на новом предприятии. Если они, конечно, согласятся.
– Метростроение и освоение подземного пространства – уникальная специальная отрасль, ее можно рассматривать как одно из достояний нашего города. При этом специалистов по строительству метро именно глубокого заложения, кроме как в Петербурге, нигде больше нет – ни в нашей стране, ни в мире. К примеру, в Москве сегодня прокладывают линии исключительно мелкого заложения, – напоминает доктор технических наук Константин Безродный.
Сроки, когда приступит к прокладке тоннелей и строительству станций метрополитена в Петербурге компания «Метрополитен Северной столицы», не называются. Процесс только запущен. Пока нет решения и Арбитражного суда, хотя судебное производство открыто еще в 2019 году.
– Новой компании необходимо будет поэтапно решить несколько весьма затратных по времени и деньгам вопросов. Во-первых, выкупить у банков закладные на оборудование, без проходческих комплексов пробивать тоннели будет нечем. Во-вторых, решить кадровый вопрос, в том числе в подборе управляющего персонала, который имел бы достаточную квалификацию в метростроении. В-третьих, создавать все необходимые структуры. Наконец, необходимо определиться со зданиями и помещениями для управленческого персонала. Не в палатках же им сидеть, – рассказал о возможном порядке действий Валерий Кузнецов.
Ну а пока новая компания будет решать все эти вопросы, открытие новых станций так и будет откладываться и откладываться. Очевидно, и 2024 год далеко не предел – последуют и новые переносы. Что до станций, открытие которых было запланировано на более поздний срок, то их введения в эксплуатацию, похоже, придется ждать десятилетиями...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (6872) от 01.03.2021 под заголовком «В подземке переводят стрелки».
Комментарии