В общественном транспорте Петербурга начнут действовать билеты с QR-кодами

На сайте госзакупок появилась информация о 40-миллионном конкурсе на создание автоматизированной системы «Управление билетами на базе штрихкодов» (то есть QR-кодов), объявленном петербургским «Организатором перевозок». Некоторых горожан эта новость взволновала – ведь нынче любая информация со словом «QR-код» воспринимается в связке с ковидом и эпидограничениями. Но в данном случае речь идет о другом. Да и коснется нововведение, как показывает статистика, совсем небольшого процента пассажиров.

В общественном транспорте Петербурга начнут действовать билеты с QR-кодами | ФОТО пресс-службы Смольного

ФОТО пресс-службы Смольного

Систему управления билетами на базе штрихкодов в рамках ГИС «Система электронного контроля оплаты проезда» подрядчик должен будет разработать к марту 2022 года, чтобы она заработала уже с апреля, первого этапа транспортной реформы.

Автобусы на новых маршрутах будут оборудованы специальными валидаторами на поручнях. И если прежде мы прикладывали к этим приборам единую карту петербуржца, «Подорожник», банковскую карту, смартфон или браслет, то теперь к вышеперечисленным электронным средствам прибавится разовый бумажный билет с QR-кодом. Этот код нужно будет «показать» считывающему устройству валидатора, чтобы оплатить проезд. Разовые билеты с кодами можно будет приобрести в кассах метро, у «Организатора перевозок» и в некоторых сетях розничной торговли до поездки. Срок действия такого билета – три дня с момента покупки. Важная деталь: он станет поддерживать пересадочный тариф, то есть приложить к валидатору и оплатить свой проезд можно будет повторно в течение определенного на пересадку времени.

Бумажные разовые билеты со штрихкодом – это необходимый шаг для перехода на бескондукторную систему на городском транспорте. Планируется, что в новой модели транспортного обслуживания населения кондукторы останутся лишь на самых напряженных направлениях, а также в центре Петербурга. Билет с QR-кодом будет действителен и на тех маршрутах, где кондукторы останутся.

В Петербурге уже полтора года идет тестирование системы бескондукторного обслуживания пассажиров. Сначала кондукторы исчезли из салонов троллейбуса № 23, автобусов № 85 и 143, позже к испытаниям честности питерских пассажиров подключились еще два десятка маршрутов в разных районах города. Оплату проезда и наличие безбилетников в таком транспорте контролируют мобильные бригады контролеров-ревизоров. Проверки показали: 89% пассажиров оплачивают проезд после входа в салон, остальные – после напоминания контролера. Выборка оказалась внушительной: с января по октябрь 2021 года были проверены 1 347 378 пассажиров, из них 147 362 не оплатили проезд сразу, самостоятельно.

И еще: по данным «Организатора перевозок», 90% пассажиров наземного транспорта для оплаты проезда применяют электронные средства и всего 10% покупают разовый билет. Из них 5% оплачивают такие билеты картой, еще 5% – наличными средствами.

То есть бумажный билет с QR-кодом, как ожидается, будут покупать всего пятеро пассажиров из каждой сотни.

#QR-коды #проезд #общественный транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7050) от 15.11.2021 под заголовком «Транспорт закодируют».


Комментарии