В новом свете. В парке «Александрино» завершена реконструкция освещения
Там установили фонари как взамен советских, так и в новых местах. Причем чугунные опоры сделали декоративными, подчеркивающими историческую ценность местности, которая входит в границы объекта культурного наследия федерального значения.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Работы по реконструкции в любимой жителями Кировского района зеленой зоне начались в ноябре прошлого года в рамках масштабной программы по замене натриевых светильников на светодиодные. Этому предшествовали многочисленные обращения горожан Ульянки, а также соседнего Дачного, расположенного в восточной стороне парка. Они сообщали, что здесь мало света.
Чиновники в свою очередь уточняли: «С 1988 года территорию парка «Александрино» освещают 307 светильников, размещенных на железобетонных опорах. Действующее наружное освещение (до начала реконструкции) охватывает только треть парка». Количество светильников было решено увеличить более чем на 60 % — до 821.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Любопытно, что часть советских фонарных опор имела краеведческую ценность. Дело в том, что они напоминали о дачной застройке двух исчезнувших улиц — Речной и Мостовой. Название первой, начинавшейся от изгиба улицы Козлова, возникло в середине XIX века и связано с рекой Новой, вдоль которой она шла. Частные жилые дома стояли на ней вплоть до середины 1980‑х, когда их снесли. Железобетонные фонари и советский асфальт — все, что оставалось от тех времен. Мостовая улица, которая шла от проспекта Стачек к усадьбе «Александрино», помладше — этот топоним известен с 1920‑х годов и происходит от того, что в начале улицы был мост через приток реки Новой.
Петербург зажигает новые огни: городские сады преображаются благодаря современному освещениюСамо «Александрино» раскинулось между проспектами Стачек, Народного Ополчения и улицей Козлова. Проспект Ветеранов делит парк на две части. Та, что расположена ближе к заливу, — это одна из практически чудом сохранившихся усадеб, располагавшихся когда‑то вдоль Петергофской дороги — нынешнего проспекта Стачек.
Участок, где находится усадьба, с начала XVIII века не раз переходил из рук в руки. Первой владелицей этой территории стала сестра Петра I Наталья, затем имение перешло дипломату Петру Андреевичу Толстому. Владельцы сменялись часто, пока в 1762 году хозяином не стал граф Иван Григорьевич Чернышев — дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II. Именно при нем построили усадебный дом, своим обликом весьма напоминавший Таврический дворец.
Автором здания был архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот, но свой нынешний вид оно приобрело в результате перестройки, осуществленной в конце XVIII века. Ее автором эксперты считают архитектора Джакомо Кваренги. В результате усадебный дом стал образцом русского классицизма.
После смерти Чернышева в 1797 году усадьба перешла к его сыну, а потом, когда тот разорился, в 1809 году продал усадьбу «с публичного торга по вексельным искам» купцу 1‑й гильдии Федору Ильину. Его наследникам усадьба принадлежала до конца XIX века, когда ее новым владельцем стал Александр Дмитриевич Шереметев — известный музыкальный деятель и композитор, почетный председатель Музыкального исторического общества, основатель Пожарной добровольческой команды имени Петра Великого.
Именно при Шереметеве усадьба получила название «Александрино». По одной из версий, это наименование — посвящение матери хозяина Александре Григорьевне.
После революции бывший дворец Шереметева стал обыкновенным жилым домом с коммунальными квартирами: большие помещения разделили перегородками. Во время Великой Отечественной войны усадьба оказалась на переднем крае обороны. Фронт здесь держала 109‑я дивизия 42‑й армии, ее поддерживал артиллерийским огнем линкор «Петропавловск».
Один из участников тех событий И. И. Агашин вспоминал о сентябрьских боях 1941 года: «На участок, занимаемый 14‑м полком, прибыло десять танков, которые мы установили южнее Шереметевского парка как огневые точки… В районе Шереметевского парка стала на позиции зенитная батарея во главе с капитаном Моревым».
В результате постоянных обстрелов врага усадебный дом был превращен в руины. Почти полностью погибла вековая реликтовая дубовая роща в парке…
В 1960‑х годах главное здание отреставрировали, автором проекта стал архитектор Михаил Плотников, занимавшийся возрождением многих исторических построек в дворцово-парковых пригородах. Однако воссоздавать интерьеры и служебные флигели не стали. Сейчас в бывшем усадебном доме размещается детская художественная школа, и это, пожалуй, лучшее применение для этой исторической постройки.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Что же касается парка, то это место действительно очень живописно, местами напоминает нетронутый лес, что только добавляет ему очарования. В южной части с давних пор сохранились каскадные пруды. Три из них связаны между собой протокой, их обрамляют лиственницы, липы и дубы…
Уже в наше время усадьба «Александрино» «отметилась» в кинематографе: в частности, здесь проходили съемки исторической многосерийной мелодрамы «Бедная Настя», изображавшей дворянскую жизнь русской провинции эпохи Николая I.
И вот теперь на бывших улицах, ставших парковыми дорожками, стоят новые фонари, черные и закручивающиеся кверху, с круглыми светильниками. Для создания уюта и тепла в любое время года на детских площадках, в зоне для выгула собак, а также на всех аллеях энергетики проложили в земле 30 км кабельной линии, чтобы современные светодиодные светильники мощностью по 40 Вт обеспечивали равномерное освещение всей обширной территории этой зеленой части города.
Читайте также:
На набережной Адмиралтейского канала завершили монтаж архитектурной подсветки исторических зданий
Колпино светлеет: одну подсветку заметят сотни человек, другую — тысячи
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (8053) от 10.12.2025 под заголовком ««Александрино» в новом свете».




Комментарии