В Невском районе начали подготовку территории под сооружение эстакады Широтной магистрали
Положительное заключение по проектной документации на строительство этапа 4.2.1 широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) на днях выдала Главгосэкспертиза РФ. Таким образом, один из главных мегапроектов Петербурга в черте города полностью согласован. Самым сложным этапом реализации проекта станет переход через Неву. Главгосэкспертизой утверждено сооружение моста в створе Зольной и Фаянсовой улиц, он будет построен рядом с Финляндским железнодорожным мостом. И первый шаг к созданию переправы сделан: в районе сада имени 30‑летия Октября начали подготовку территории, на которой будет построена эстакада основного хода к будущему мосту.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Строительным забором обнесен довольно большой земельный участок вдоль железнодорожных путей, ведущих к Финляндскому мосту. Работы здесь идут даже в воскресенье, когда мне довелось заглянуть на строительную площадку.
— Ведется подготовка территории. Здесь будет построена эстакада, которая выведет трассу ШМСД на новый автомобильный мост через Неву, — коротко пояснил начальник участка Максим Древалев.
В паспорте объекта дано описание: «Широтная магистраль скоростного движения. Участок от транспортного узла — пересечения с Витебским проспектом до пересечения с Союзным проспектом. Начало производства работ: ноябрь 2025 года, окончание: декабрь 2027‑го».
Два года — срок немалый, но и объем работ большой. Предстоит переустройство всей инфраструктуры, в том числе перенос инженерных сетей. Параллельно начнутся строительные работы. Напомним, по утвержденному проекту, съездов с будущего моста на проспект Обуховской Обороны на левом берегу и Октябрьскую набережную на правом не предусмотрено. Ближайшие развязки будут на удалении от Невы. Подходы к переправе проложат по эстакадам. Под строительство эстакады сейчас и ведут подготовку территории.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как известно, Витебская развязка — первый этап ШМСД — введена в эксплуатацию в самом конце прошлого года. Протяженность участка — 2,6 км, шестиполосная магистраль соединяет ЗСД с Витебским проспектом. Так же, как и Витебская развязка, ШМСД будет шестиполосной трассой.
Александр Беглов и Виталий Савельев обсудили ход реализации ключевых транспортных проектов в ПетербургеНачало продолжения строительства широтной магистрали скоростного движения — после Витебской развязки — отметили заливкой символической сваи неподалеку от железнодорожной станции Воздухоплавательный Парк летом этого года. В рамках второго этапа магистраль дойдет до Софийской улицы, на третьем — до улицы 2‑й Луч. Четвертый — самый длинный и ключевой, он выведет трассу к Союзному и Дальневосточному проспектам в створе улицы Коллонтай. После Дальневосточного ШМСД пройдет через Красногвардейский район в Ленинградскую область, где будут проложены 5‑й и 6‑й этапы трассы.
«На этапе 4.1 магистраль пересекает Неву, а также улично-дорожную сеть правобережной и левобережной частей Невского и Красногвардейского районов. В зоне пересечения реки предусмотрено строительство разводного моста», — отмечается в проектной документации.
При проектировании моста через Неву в первую очередь оценивался принцип его действия. Неразводной мост дешевле при строительстве, его эксплуатация гораздо проще и менее затратна. И все же переправу по трассе прохождения ШМСД решили сделать разводной. Как известно, Петербург — город-памятник, в районе сооружения новой переправы — между мостами Александра Невского и будущим Большим Смоленским — действуют ограничения по высоте 10 и 12 метров. Неразводной мост был бы выше названных параметров для проходки судов.
Согласно утвержденному проекту, высота новой разводной переправы от уровня земли составит около 9,8 метра. В будущем он должен разгрузить соседние переходы через Неву, в первую очередь мост Александра Невского, а также переключить на себя транспортные потоки в сторону Вологды и Мурманского шоссе.
Этап строительства 4.2.1, проект которого только что утвержден Главгосэкспертизой, имеет длину 4 км и расположен на территории Невского и Красногвардейского районов. Он соединит транспортную развязку на пересечении с Союзным проспектом вблизи Ладожского вокзала с границей города в районе пересечения с улицей Коммуны. Участок будет двухуровневым, так как проходит в зоне плотной застройки. Это позволит минимизировать влияние магистрали на существующую инфраструктуру. Для соблюдения санитарных норм воздействия на жилые кварталы будут установлены 8,7 километра современных шумозащитных экранов высотой от четырех до шести метров.
«Широтная магистраль скоростного движения входит в нашу программу десяти приоритетов развития Петербурга. Мы преодолели важный рубеж: ШМСД получила последние необходимые согласования от Главгосэкспертизы. Мы уже активно готовим территорию второго — четвертого этапов трассы от Витебской развязки до КАД», — отметил губернатор Александр Беглов.
Подготовка территории под строительство — один из важных этапов реализации проекта. На этом этапе ведется освобождение территории от строений, перенос и реконструкция инженерных сетей.
«В Невском и Красногвардейском районах проведен комиссионный осмотр и вскрытие свыше 2000 гаражей, более половины их них уже демонтированы. Напомним, осмотр гаражных строений происходит с привлечением представителей администрации района, подрядчика, АО «ЗСД», а также председателя гаражного кооператива и сотрудника правоохранительных органов. Осмотр проводится в отношении тех гаражей, владельцы которых не вывезли свои вещи, при обнаружении ценного имущества составляется опись, по акту оно передается на ответственное хранение подрядной организации. После демонтажа гаражей подрядчик приступит к переустройству инженерных коммуникаций, а также других мероприятий по освобождению территории для последующей передачи площадок под строительство ШМСД. Также начались работы в районе сада имени 30‑летия Октября вблизи Финляндского железнодорожного моста. В рамках подготовки территории планируется обширное переустройство инфраструктуры на всем протяжении 2 – 4-го этапов магистрали: более 75 км линий электропередачи, 14,8 км сетей водоснабжения, 4,5 км канализации, 8,8 км сетей связи, 10,1 км газопровода, а также других коммуникаций», — сообщили нашей газете в пресс-службе АО «ЗСД», заказчика работ по подготовке территории широтной магистрали.
В соответствии с Генеральным планом развития Петербурга, ШМСД наряду с Западным скоростным диаметром и КАД обеспечит вывод транзитных транспортных потоков из центра города. Современная магистраль с новым мостом через Неву разгрузит выезды к федеральной трассе Р21 «Кола» — в направлении Мурманска и Архангельска, укрепит связи с Ленинградской областью, создаст прямое сообщение восточных районов Северной столицы с центром и югом мегаполиса, а через ЗСД — с севером и трассой А181 «Скандинавия». Завершение строительства ШМСД ожидается в 2030 – 2031 гг.
Читайте также:
Дублёр КАД. Южная широтная магистраль сегодня в готовности на 60 %
Продолжение следует. В Петербурге обновлено 160 километров дорог в течение сезона-2025
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (8062) от 23.12.2025 под заголовком «На подходе к переправе».




Комментарии