В музее-заповеднике «Царское Село» прошёл фестиваль «Великая война. 1914»
Многолюдно в минувшие выходные было рядом с Ратной палатой в музее-заповеднике. Проходивший здесь военно-исторический фестиваль был посвящён двум датам: 110‑летию начала Первой мировой войны и 10‑летию открытия в Ратной палате музея «Россия в Великой войне».
ФОТО АВТОРА
Реконструкторы разбили возле Ратной палаты военно-исторические лагеря. Гости фестиваля получили представление о том, как были устроены полевые лагеря Русской императорской армии и стран —участниц Первой мировой, как было организовано несение полевой лагерной службы разных армий, как проводились строевые и тактические занятия. Ярким моментом стали конно-показательные выступления.
Для публики были организованы интерактивные площадки, выставка техники и вооружения под открытым небом. В числе необычных экспонатов — полноразмерные макеты аэропланов начала XX века, в частности, первый в мире тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» конструктора Игоря Сикорского (макет создавался для фильма «Крылья империи») и аэроплан «Фарман-16» из состава авиационного отряда Гренадерского корпуса. На площадке «Русская авиация» была реконструирована часть полевого аэродрома периода Первой мировой войны.
Во дворе Ратной палаты под открытым небом демонстрировались фильмы об авиации и воздухоплавании начала прошлого века. А в самой Ратной палате первых посетителей принимала выставка «Авиация России в Великой войне». Она объединила около трех сотен предметов из шести музейных собраний и нескольких частных коллекций. Многое прежде не демонстрировалось, в числе экспонатов — масштабные модели и проектные чертежи самолетов, боеприпасы к ним, авиационные пулеметы, обмундирование и личное оружие авиаторов, предметы живописи, графики, фотографии.
Тема выставки, впрочем, шире, чем обозначено в ее названии. Это рассказ о том, как зарождалась отечественная авиация.
— Первый самолет американцев братьев Райт поднялся в воздух в 1903 году. Но задолго до этого в разных странах начались разработки летательных аппаратов, — рассказывает сотрудник военно-исторического отдела музея Алексей Кондратьев. — В России этим занимался конструктор Александр Можайский. В конце XIX века он создает первый самолет. В Царском Селе прошли первые испытания. Самолет оторвался от земли, но упал на крыло.
На выставке есть модель этого летательного аппарата. Трудно представить, что он мог взлететь. Тем не менее у него были все составляющие современных самолетов: крылья, фюзеляж, пропеллер… Первые самолеты были похожи на этажерки, деревянные, обтянутые тканью, со слабыми двигателями. Каждый полет мог закончиться трагически.
В России основателем авиационных школ и развития авиационного дела стал великий князь Александр Михайлович. Он был инициатором создания офицерских авиационных школ в 1910 году, шефом Императорского военно-воздушного флота, участвовал в Первой мировой войне. Школы готовили авиаторов, проводились показательные выступления. На одном из них пилот Лев Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи — его смерть привела к изобретению ранцевого парашюта.
До Первой мировой войны оставалось немного времени, но Россия успела создать воздушный флот, лучший на то время в мире. Перед войной отечественные военные авиационные части обладали многочисленным парком самолетов. О том, как выглядели первые самолеты русских летчиков, на выставке дают представление раритетные модели начала XX века.
Почти вся материальная часть российских аэропланов перед Первой мировой войной изготавливалась за границей, лишь уже в ходе боевых действий удалось наладить производство аэропланов, двигателей и винтов на отечественных фабриках и заводах, включая разработку полностью российских образцов. Если в начале войны самолеты использовали как средство разведки и связи, то в скором времени на «аппараты тяжелее воздуха» стали устанавливать пулеметы, подвешивать бомбы, кассеты с металлическими стрелами (флешеттами). В одной из витрин можно видеть образцы авиационного вооружения — пулеметы авиационного типа Виккерс, Гочкис, Льюис.
ФОТО АВТОРА
В витрине и макет самолета Игоря Сикорского — гордость отечественной авиации. Первый многомоторный самолет задумывался как пассажирский лайнер, но с началом войны был приспособлен для военных целей, использовался как бомбардировщик. В экипаж входили от четырех до шести человек. В кабине самолета стояли баки с бензином, два пулемета. С высоты трех километров можно было поразить железнодорожный состав.
Самого Сикорского можно увидеть в галерее героев-авиаторов. Здесь же портреты других первых покорителей воздуха — Александра Можайского, Петра Нестерова, который первым в 1913 году совершил мертвую петлю, но вскоре погиб на австро-венгерском фронте, пытаясь сбить самолет противника ударом колес своего самолета. Первый воздушный таран в истории авиации оказался последним для авиатора.
Героизм и мастерство наших летчиков позволяли отражать неприятельские атаки и сбивать асов из Германии и Австро-Венгрии. О героях сражений в воздухе, их обмундировании, вооружении и личных вещах, о подвигах и судьбах российских авиаторов после окончания Первой мировой рассказывают документы, фотографии, рисунки и артефакты. Завершает выставку воздушный двухлопастной винт проекта Михаила Григорашвили от самолета «Сопвич», изготовленный на заводе Романа Мельцера в Петрограде.
На церемонии открытия выставки коллекционер Алексей Гнедовский передал в дар музею предметы конца XIX — начала XX века, которые войдут в постоянную экспозицию «Россия в Великой войне» в Ратной палате. Коллекцию пополнили артиллерийский карабин и бронзовая скульптура знаменосца II батальона королевского прусского гвардейского Гренадерского императора Александра I полка № 1.
Читайте также:
В Выборге с 9 по 15 августа пройдёт 32‑й фестиваль российского кино «Окно в Европу»
Сегодня исполняется 180 лет со дня рождения великого русского художника Ильи Репина
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (7721) от 07.08.2024 под заголовком «Этажерки тяжелее воздуха».
Комментарии