В Музее обороны и блокады Ленинграда вспомнили о Нюрнбергском процессе

«Нюрнбергский процесс. Судьба и роль блокадного Ленинграда» – международную научную конференцию под таким названием провел Музей обороны и блокады Ленинграда.

В Музее обороны и блокады Ленинграда вспомнили о Нюрнбергском процессе | ФОТО Википедии / George Shuklin / CC BY-SA 1.0

ФОТО Википедии / George Shuklin / CC BY-SA 1.0

На заседаниях трибунала в феврале 1946 года прозвучали ключевые пункты «ленинградского обвинения»: обстрелы, бомбежки, гибель мирного населения, целенаправленное уничтожение памятников истории и культуры. И, естественно, голод. Советские обвинители предъявили 15 томов фотоматериалов о разрушениях, продемонстрировали три документальных фильма. В ходе процесса давали показания директор Государственного Эрмитажа Иосиф Орбели, священник Николай Ломакин и партизан Николай Афанасьев.

Сидевшие на скамье подсудимых оправдывались, что они лишь выполняли приказы, не догадывались о том, что происходит в городе.

Однако обвинители представили свидетельства, что не только военачальники вермахта разного уровня, но и рядовые исполнители знали о происходившем в Ленинграде. Допросы артиллеристов, летчиков показывали, что те прекрасно отдавали себе отчет, какие задачи решают, – пояснил историк Никита Ломагин.

Главной линией защиты стал следующий аргумент: мол, противник объявил Ленинград крепостью, поэтому вермахт и относился к нему исключительно как к военной цели. Что же касается удушения жителей голодом, то на одном из «малых» нюрнбергских процессов защитники фон Лееба, бывшего командующего группой армий «Север», сослались на то, что в международном гуманитарном праве голод как средство ведения войны не был запрещен. Действительно, эта норма в нем появилась существенно позже, в одном из дополнительных протоколов в 1977 году. Но именно под воздействием случившегося в Ленинграде, Варшаве и других городах.

Не было в эпоху Нюрнберского процесса в международной практике и понятия «геноцид»: в выступлениях советских обвинителей говорилось о терроре в отношении Ленинграда.

Как подчеркнул Александр Звягинцев, заместитель директора Института государства и права РАН, автор книг о Нюрнбергском, Токийском и Хабаровском процессах, с учетом наших сегодняшних знаний и представлений блокада Ленинграда однозначно представляется геноцидом, причем к тому же запланированным. И поскольку уже вступили в силу судебные приговоры последних лет по фактам нацистских преступлений в Новгородской области, в которых они четко названы геноцидом, то почему до сих пор не возбуждено уголовное дело по факту блокады Ленинграда? Именно тогда факт геноцида будет признан в юридическом порядке со всеми вытекающими последствиями.

#музей #конференция #Музей обороны и блокады

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7022) от 04.10.2021 под заголовком «Назвать геноцидом».


Комментарии