В метро Петербурга провели испытания машины по шлифовке рельсов
Для того чтобы отшлифовать 30 метров рельсов в электродепо «Московское», этот станок преодолел дорогу в 2000 верст: от австрийских Альп, где он шлифует железнодорожные пути, в том числе в знаменитых горных тоннелях, до Петербурга. После трехдневных испытаний устройство погрузили на фуру и отправили в обратное путешествие.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Игра стоит свеч: производительность австрийской машины на порядок — в десять раз — выше тех ручных аппаратов, которые сегодня имеются в Петербургском метрополитене.
Прежде чем начать показательную шлифовку рельсов на парковых путях электродепо, австрийскую машину минут десять настраивали. Как известно, в Европе ширина железнодорожных путей меньше, чем в России: там — 143,5 см, у нас — 152. Однако аппарат легко преодолел это различие, перейдя с одного регистра на другой. Пришлось также подождать, пока специалисты отключат напряжение от шин. И вот машина заискрила, двинувшись по рельсам и спиливая тонкий слой дефектного металла.
— В ходе эксплуатации рельсы изнашиваются, на некоторых участках развивается волнистость, на других из‑за торможения составов происходит выкрашивание металла, появляются микротрещины. Все такие дефекты надо обязательно устранять. Сейчас мы это делаем ручными шлифовальными машинками, мощность которых невелика. Австрийская шлифовальная машина управляется с выносного пульта, она автономна, работает на бензиновом двигателе. И главное — ее производительность намного выше ручных аппаратов: она обрабатывает 60 метров рельсов на глубину 0,2 миллиметра за час, — рассказал начальник службы пути Петербургского метрополитена Михаил Колодкин.
Как объяснил руководитель путевой службы, все рельсы в метро шлифовать нет необходимости, подправлять надо только поврежденные участки. Общая длина путей пяти линий петербургской подземки 110 километров. Износ рельсов зависит, как говорят путейцы, от «пропущенного тоннажа», а также от того, насколько бережно за путями ухаживают. За счет шлифовки можно продлить срок службы не только рельсов, но и вагонов метрополитена.
— Если пути неровные, с выкрошенными участками или волнистостью, это сказывается на работе всех механизмов вагона, которые соприкасаются с рельсами, в первую очередь колесных пар. Они быстрее разрушаются, что приводит к росту эксплуатационных расходов. Кроме того, сейчас Петербургским метрополитеном закупаются вагоны нового поколения, продлить срок их службы можно за счет хорошего качества путей. Важно помнить и о том, что проезд пассажиров в метро должен быть комфортным. Если рельсы неровные, то вагон трясет, плавность хода теряется. Дефекты могут привести даже к серьезным сбоям в движении поездов, — пояснил начальник электродепо «Московское» Константин Ефремкин.
Рельсошлифовальных машин у Петербургского метрополитена нет. Более того, их нет даже в московской подземке, как и во многих других метрополитенах постсоветского пространства. Поэтому доставленную с Альп в Петербург машину изучали с большим интересом, причем специалисты не только из нашего города.
— Узнал, что здесь будут проводить испытания, и специально приехал ознакомиться с этим механизмом. У нас таких машин нет, а они очень полезны. За счет содержания в порядке путей можно значительно увеличить сроки эксплуатации вагонов, сократить расходы на капремонт. В Баку, конечно, метро меньше, чем в Петербурге. У нас три линии и почти в три раза меньше станций. Нам бы хватило и одной такой машины, — рассказал начальник службы пути Бакинского метрополитена Камран Алиев.
Петербургской подземке подобных машин надо больше, хотя бы три. Это если полностью исключить ручной труд при шлифовке рельсов. Представленная машина — аппарат средней мощности. Есть более крупные, величиной с грузовик. Существуют даже шлифовальные составы путей. В нашей стране такие машины, а тем более шлифовальные составы, не производятся. Поэтому приходится изучать импортные образцы, хотя они и дороги.
— На проведенных в электродепо «Московское» испытаниях машина показала свою эффективность. После процесса шлифовки были сделаны все необходимые измерения, которые подтвердили заявленные технические характеристики, результат положительный. Позднее в этом году планируем провести испытания непосредственно на линиях метрополитена. Вопрос о закупке такой техники ставится, но так сразу его не решить. Возможно, будем использовать вариант аутсорсинга, — сказал Михаил Колодкин.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7115) от 22.02.2022 под заголовком «С Альп в депо «Московское»».
Комментарии