В мемориальном музее «Разночинный Петербург» работает выставка, посвященная блокадному Ленинграду
В мемориальном музее «Разночинный Петербург» (Большой Казачий переулок, 9) открылась выставка «Память места — память времени» (12+), посвященная непокоренному Ленинграду. На ней представлены экспонаты из блокадной коллекции, которыми музей пополнился главным образом за последние несколько лет. Ценность каждого в том, что за ним — своя история и человеческая судьба.
ФОТО Rasa Kasparaviciene on Unsplash
Едва ли не самый яркий предмет, причем в буквальном смысле, — желтое детское платьице. Изготовлено оно не из ткани, а из папиросной бумаги. В нем встречала Новый, 1942‑й, год Нонна Портенко — дочь профессора орнитолога Леонида Портенко, который всю блокаду сберегал коллекцию Зоологического института. Плодотворно он трудился и после войны: стал автором многочисленных научных работ, разработал схему орнитогеографического районирования территории СССР и отдельных регионов. Его дочь Нонна (Элеонора) Портенко стала ученым-биологом, прожила долгую жизнь.
— Недавно нашим экспонатом стал вот этот детский стульчик — тоже уникальная блокадная реликвия, — показывает куратор выставки Елена Техова. — Он «подписной», принадлежал Наталье Березиной, она сама передала его недавно в музей. С этим стульчиком она спускалась в бомбоубежище… Папа умер от голода в блокадном городе, Наташа осталась вместе с мамой, работавшей швеей.
Еще один экспонат — дневник Василия Афанасьевича Педани. Когда началась война, ему было уже за семьдесят лет. До революции он занимался книготорговлей и библиотечным делом, имел собственный книжно-букинистический магазин «Возрождение», располагавшийся у Пяти углов. В советское время трудился в Институте водного транспорта. Жил в Чернышевом переулке (ныне улица Ломоносова). Всю жизнь вел дневник. Очередную тетрадь он начал 1 января 1941 года, и она стала последней, потому что в феврале 1942‑го Василий Педани умер от голода…
В своем дневнике он очень много писал про бомбежки, артобстрелы, про последствия от них, которые наблюдал на улицах города. «Когда мне сегодня днем в Институте рассказывали о выстрелах с дальнобойных по направлению Невы, я сперва не поверил — после подтвердилось. Около 12 ч. дня началась стрельба из дальнобойных орудий (говорят с Пулкова или с Лигово). Снаряды летели с шумом, свистом через город…» — это одна из сентябрьских записей 1941 года.
Жемчужина блокадной коллекции музея «Разночинный Петербург» — подлинные литографии художника Алексея Федоровича Пахомова, летописца блокадного города, напечатанные в осажденном Ленинграде.
— Работая с предметами, представленными на выставке, мы максимально старались выяснить сведения о человеке, с которым они связаны, — говорит Елена Техова. — Сегодня в этом очень помогает интернет-портал «Архивы Санкт-Петербурга»: на нем находятся постоянно пополняемые базы данных эвакуированных, а также награжденных медалью «За оборону Ленинграда».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7695) от 02.07.2024 под заголовком «Память места и времени».
Комментарии