2Vtzqv4Hz9U

В Мариинку из-под земли. Как строят станцию метро «Театральная»

Последний участок щитовой пробивки подземного коридора на Лахтинско-Правобережной линии завершен в середине апреля. Теперь проходческий щит «Петровна» демонтируют, а оставшиеся десять метров тоннеля метростроители пройдут вручную – отбойными молотками. С ходом работ по сооружению продолжения оранжевой ветки метро ознакомились корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

В Мариинку из-под земли. Как строят станцию метро «Театральная» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На глубину 65 метров, к будущему подземному вестибюлю станции метро «Театральная», мы спустились, как шахтеры, в клети. А могли бы по эскалатору, если бы сроки соблюдались. Как известно, первоначально участок Лахтинско-Правобережной линии от «Спасской» до «Горного института» планировался к вводу в строй в 2019 году. Теперь открытие новых станций отнесено на 2024-й, так что эскалаторы здесь монтировать будут еще не скоро.

– Опускаемся с горизонта плюс 9,2 метра, это высота горного комплекса от асфальта. Шахта № 574 рабочая, по ней в зону строительства доставляются все необходимые материалы, а вверх поднимается выработанный грунт вагонетками объемом 1,4 кубометра. Специальным механизмом вагонетки опрокидываются, если часть грунта залипает, проходчики нехитрым способом – ломами – выбивают остатки, – поясняет рабочий процесс заместитель директора по производству горно-строительного управления ОАО «Метрострой» Роман Орел.

Хотя гор в Петербурге не наблюдается, метростроение и горное дело относят к одной сфере деятельности: специалистов готовят в одних и тех же учебных заведениях и терминология тоже совпадает. Горный комплекс и шахта № 574 расположены прямо посреди Театральной площади. Но это не значит, что здесь и будет выход из подземного вестибюля будущей станции. После окончания работ ствол нынешней шахты оставят в качестве вентиляционного. А вот место для наклонного хода с эскалаторами до сих пор точно не определено. Пока фигурируют два варианта: первый – на углу Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов, другой – с выходом прямо на площадь, при этом верхний вестибюль будет не наземным, а под площадью. И все же не уйти от давнего вопроса: когда на Театральную площадь можно будет добраться на метро?

– Как только городские власти определятся с местом расположения наклонного хода и выдадут распоряжение о начале работ, приступим к его сооружению. Срок строительства – от полутора лет, – отметил директор «Метростроя» Иван Каргин.

Впрочем, в соответствии с нынешними планами города, участок от «Спасской» до «Горного института» будут открывать в 2024 году, но станция «Театральная» на первое время останется проходной. Выход на поверхность здесь будут пробивать позже. Тем не менее подземный вестибюль «Театральной» строится.

Спуск в подземелье много времени не занял. Оказывается, клеть двигается по стволу шахты гораздо быстрее, чем многие лифты в городе. 65 метров – это высота 15-этажного дома, а то и больше, но пронеслись мы через подземные горизонты за несколько десятков секунд. Выйдя из клети, оказались в руддворе с десятками вагонеток. Отсюда вывозят отработанный грунт на поверхность.

Проходим через вентиляционный коридор к будущему подземному вестибюлю «Театральной». Тоннель этот временный, после завершения строительства часть его, которая не будет использоваться при эксплуатации, зальют бетоном. Сам же вестибюль сейчас тоже представляет собой два тоннеля, проложенных параллельно. Станция «Театральная» – пилонного типа. Впоследствии коридоры соединят проходами, а своды метровокзала будут поддерживаться пилонами. Станций такого типа в нашей подземке довольно много: «Нарвская», «Площадь Ленина», «Волковская» и другие. В отличие от колонн, которые являются искусственными сооружениями, пилоны – это грунт, укрепленный железобетонной арматурой и облицованный гранитными плитами.

Длина будущей платформы – 85 метров. Сейчас обозначены только контуры сводов станции, укрепленные бетонными кольцами, каждое из них шириной 75 сантиметров. Когда строители приступят к сооружению самой платформы, низ тоннеля зальют бетоном, по которому проложат пути для электропоездов. Сейчас рельсы тоже имеются – для прогона вагонеток с грунтом, но ведет состав электромобиль на автономном ходу.

Вдоль этих рельсов и направляемся в поход по подземелью от будущей «Театральной» к ныне действующей «Спасской». Как уже сказано, щитовая проходка тоннелей на всем протяжении участка до Васильевского острова завершена. Проходческий комплекс «Петровна» прошел последний участок перегонного тоннеля длиной 800 метров ударными темпами. В среднем экипаж из шести человек устанавливал по десять колец в сутки, что выше норматива почти на 20%. При этом «Петровна» почти не снижала скорость на поворотах трассы, превышая в этом случае норму на 4 – 5 колец.

Театральная1_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В самом начале пути проходчики столкнулись с проблемой: первые 80 метров грунты были перенасыщены влагой. Согласно данным геологической разведки, под тоннелем располагались водоносные линзы. В результате скорость щита была заметно меньше, но метростроевцы с проблемой справились, пусть и на более низких оборотах.

Одновременно со щитом строители вели вручную проходку еще в трех крупных забоях: среднем станционном тоннеле «Театральной», боковом станционном и в камере металлоконструкций. В результате на ствол 574-й шахты пришлась колоссальная нагрузка по вывозу грунта сразу из четырех забоев, один из которых щитовой. Пришлось часть грунта транспортировать по тоннелю на соседнюю шахту под номером 572. Это позволило не снижать высокие темпы проходки во всех забоях.

– «Петровна» – самый молодой щит из имеющихся в «Метрострое». Он изготовлен на Скуратовском опытно-экспериментальном заводе в Туле. Прежние однопутные проходческие щиты поступали к нам еще в советские времена с Украины. Правда, до того как щит приступил к проходке, в управлении механизации компании провели работы по его доводке. И теперь этот щит показывает себя молодцом: держит скорость даже выше нормативной, – сказал начальник участка Игорь Котов.

«Петровна» свое дело сделала и теперь будет демонтирована. Проходческий комплекс разберут на детали и узлы для транспортировки через тот же ствол 574-й шахты на поверхность, а затем в управление механизации для ремонтных работ: замены изношенного режущего инструмента и профилактики всех узлов.

– Дальнейших планов по использованию этого щита пока нет. Ждем, когда будут подготовлены проекты проходки участков тоннелей на других линиях. Коллектив «Метростроя» полностью сконцентрирован на выполнении существующих контрактов. И готов к выполнению любых поставленных перед ним задач в будущем, – отметил Иван Каргин.

Пробитый «Петровной» тоннель будет соединен с действующими, по которым сейчас поезда следуют от «Спасской» до «Улицы Дыбенко». В 2024 году линия прирастет участком длиной 2,5 километра до станции «Горный институт».

– Сегодня очень важно сохранить темп работ на Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линиях. Наша задача – обеспечить исполнение тех сроков, которые утверждены действующими контрактами, – подчеркнул Максим Соколов, вице-губернатор, отвечающий за развитие транспортного комплекса города.

А от «Улицы Дыбенко» оранжевая ветка должна быть продолжена еще на два километра – уже на территорию Ленинградской области в город-спутник Кудрово. Проект планировки территорий этого участка готовится.

#метро #строительство #Петербургский метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (6917) от 05.05.2021 под заголовком «В Мариинку из-под земли».


Комментарии