В Лодейнопольском районе Ленобласти прошел праздник вепсской культуры Enarne Ma
В Лодейнопольском районе Ленинградской области ежегодно в первые выходные июля проходит двухдневный праздник вепсской культуры Enarne Ma (Энарне Ма — «Родная земля»). В субботу гости собираются в деревне Тервеничи, что значит «Здравствуйте». А в воскресенье — в более домашней обстановке в деревне Вонозеро, где праздник и зародился 32 года назад. Его миссия — сохранение и развитие национальной культуры местных коренных малочисленных народов.
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Гостей величать, на крылечке встречать
В конце прошлого века с появлением новых предметов быта старые вещи, сделанные руками вепсов (которые с давних времен жили на территории Ленобласти), оказались ненужными, и их выбрасывали. На это обратили внимание неравнодушные жители деревни Вонозеро. Стали ходить по домам, собирая у бабушек старинные предметы. Первый «урожай» получился богатым. Спасенную историю аккуратно сложили в сельском клубе. А потом на радостях накрыли столы, созвали гостей, спели вепсские частушки и сплясали кадриль. И так все получилось слаженно и хорошо, что решили собираться каждый год.
«Назвали этот праздник Enarne Ma, что в переводе с вепсского означает «Вонозерская земля» по названию деревни Вонозеро (Enarv), еще его называют «Родная земля», — пояснил ведущий специалист РГО по прикладной географии и туристическому краеведческому потенциалу Ленинградской области, член ассоциации краеведов ЛО Сергей Пинчук. — Со временем праздник приобрел статус областного и начал отмечаться в течение двух дней, объединяя вепсов, которые живут в Лодейнопольском районе. По-научному их называют средние (оятские) вепсы. Они славятся своим добродушием и гостеприимством».
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Каждый год фестиваль посвящен определенной тематике. В этом году тема праздника — «Гостей величать, на крылечке встречать». Начался он с того, что гости, собравшиеся на поляне в тервеническом парке «Зайцевская лядинка», прошли под импровизированной подковой с колокольцами, которую традиционно вывешивают над дверями местных изб.
Фольклорное действо открыл танец «Красный фартук»: восемь красных передников с буквами, составляющими название праздника Enarne Ma, стали его визитной карточкой.
А затем началась череда ярких выступлений фольклорных коллективов: кантелисты, финно-угорские вокалисты, чтецы, танцоры. Коллектив тервенического сельского Дома культуры специально к празднику подготовил театрализованные номера.
Курица в сережках, а петух в сапожках
На фестивале звучали мелодичный вепсский язык и карельская речь, было много старинных национальных игр и развлечений. Гости и местные жители водили хороводы, качались на украшенных разноцветными лентами качелях, фотографировались у декораций в виде щуки и петуха.
«Вепсы изначально были язычниками, они считали, что вокруг них есть живая сила, с которой нужно жить в мире, — объяснил Сергей Пинчук. — Этот народ создал целую систему отношений к этой силе в виде примет, обрядов, заговоров, заклинаний. Они обращались к духам за помощью, чтобы нашлась заплутавшая корова, не было падежа скота, чтобы урожай оказался хорошим. Пожилые люди до сих пор соблюдают старинные традиции, многие из которых обросли православными элементами. Что касается образов, то щука в мифологии вепсов — рыба непростая, ее голова служит оберегом от дурного влияния сторонних сил. Кости из черепа щуки кладут под матрас для лучшего сна и защиты от ночных кошмаров, применяют при чтении заговоров. Щучий череп устанавливали над входом в избу. А петух и вовсе священная, обережная птица вепсского народа. Он всегда считался вестником солнца и бодрствования».
Современные жители деревни Тервеничи до сих пор считают, что петух связан с солнцем, а курица — с темнотой, закатом. «С курами ложитесь, с петухами вставайте», — говорят они. Любопытна и поговорка, которая у вепсов употребляется по отношению к человеку, поздно явившемуся на работу: «Петух — на насест, а рахкой (домовой) — на работу». А еще шутят: «Всякий петух громче всех поет у себя в курятнике» да поучают: «Учись у курочки: разгребай да подбирай».
Изюминкой праздника стал конкурсный показ костюмов «Курица да петух» (Kana i Kukoi): «Курица в сережках, а петух — в сапожках».
«Я приехала из деревни Яровщина Алеховщинского сельского поселения, — рассказала участница праздника в ярком костюме курочки Светлана Егорова. — К этому празднику мы всегда готовимся заранее. На этот раз шили костюмы курочки и петуха, придумывали сценку для их представления. Творили всем клубом — взрослые и дети. Кто‑то кроил, кто‑то шил, кто‑то сценарий сочинял. Тема конкурса костюмов каждый год новая. Помню, как‑то все делали костюмы Лешего».
Юбки одеяльные, лоскутной свивальник
Празднику пытался помешать дождь, но и его разогнали местными чарами. По вепсским поверьям, дожди и ненастье можно прогнать женскими юбками. Хотите верьте, хотите нет, когда на подиуме, стилизованном под птичий двор, началось дефиле народного вепсского костюма «Во всяком посаде в своем наряде» и местные красавицы вышли в вепсских юбках, погода наладилась, после чего солнце светило до самой белой ночи.
Юбки эти были не простые, а… одеяльные.
«У карел и вепсов в XIX — середине XX века бытовали теплые одеяльные юбки продольно- и поперечно-полосатой расцветки, — объяснила заведующая тервеническим сельским Домом культуры Евгения Климова. — Они шились из такой же ткани, что и половики. За основу бралась льняная нитка, а уток делался из тряпок различной расцветки. Юбка по покрою была прямой и собиралась в сборку с помощью длинных завязок, которые, дважды обвив талию, завязывались спереди. По мнению исследователей, одеяльная юбка — один из исконных элементов вепсской национальной одежды, предшествующая сарафану. Она была не только удобной, но и теплой, что важно в местном климате. А надевали такие юбки для работы в лесу (выжигание подсеки, устройство изгородей) и на сенокос».
В числе участников праздника были мастера петербургского дома культуры «Рыбацкий». На праздничной выставке-ярмарке они представили образцы изделий народных промыслов, провели мастер-классы по созданию тряпичной птички и игрушки из сена, плетению венков, кружевоплетению на коклюшках и росписи пряников.
Особенно красиво смотрелись представленные ими изделия, выполненные в традиционной технике лоскутного шитья, которые в древности также выполняли магическую охранную функцию. Считалось, что наличие таких предметов обеспечивало домочадцам защиту от вредоносных сил и привлекало удачу во всех делах.
Представительница содружества мастеров «Живая Русь» ДК «Рыбацкий» Наталья Курчинская показала предмет, о предназначении которого многие гости праздника сами догадаться не смогли. Речь о свивальнике — в давние времена его использовали для обвивания младенцев до трех месяцев.
«Свивальник — это специальная лента-пояс шириной 5 – 6 сантиметров и длиной 3 метра для обвивания младенца поверх пеленок, — объяснила Наталья. — Широкие и длинные свивальники укладывали сверху вниз последовательными рядами один поверх другого и завязывали при помощи пришитых к его концам тесемочек. А шили свивальники из старой изношенной одежды отца или матери в технике лоскутного шитья. В традиции Русского Севера пеленание представлялось необходимым для полноценного развития ребенка. Считалось, что пеленание делает малыша спокойнее, обеспечивает хороший сон. Туго спеленутый ребенок не мог выпасть из колыбели, перевернуться во сне навзничь, его было удобнее и безопаснее носить».
Еще больше информации об истории и традициях жителей местных деревень можно было узнать в местном народном краеведческом музее, расположенном в старом купеческом доме Зайцевых (XIX век), где Евгения Климова провела интересную экскурсию.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7705) от 16.07.2024 под заголовком «Вепсские песни деревни Здравствуйте».
Комментарии