В Ленобласти восстановят музейно-парковый комплекс «Свирская Победа»

Если о трагической судьбе Музея обороны Ленинграда, открытого в 1944 году и ликвидированного в начале 1950‑х годов, сказано уже немало, то до сих пор в тени остается факт, что точно такая же участь постигла еще один музей, созданный тогда же, — «Свирская Победа» в городе Лодейное Поле. Он был посвящен форсированию Свири, освобождению северо-восточной части Ленинградской области и Карелии.

В Ленобласти восстановят музейно-парковый комплекс «Свирская Победа»  | Пятнадцать героев — участников «ложной переправы» через Свирь. Фрагмент бывшей экспозиции музея «Свирская Победа» представлен ныне на выставке в Президентской библиотеке / ФОТО АВТОРА

Пятнадцать героев — участников «ложной переправы» через Свирь. Фрагмент бывшей экспозиции музея «Свирская Победа» представлен ныне на выставке в Президентской библиотеке / ФОТО АВТОРА

Наступательная операция началась восемьдесят лет назад, 21 июня 1944 года, она закончилась тем, что советские войска в кратчайшие сроки достигли границы Финляндии, и та вышла из войны. А уже в августе Военный совет Карельского фронта принял решение увековечить память о совершенных подвигах и создать грандиозный музей.


Ваза.jpg

Одним из экспонатов прежнего музея была декоративная ваза «Связисты на Свири». Ее автор — художник Павел Ивлев, до войны работавший учителем рисунка и живописи в одном из ленинградских домов художественного воспитания детей / ФОТО АВТОРА


Одним из ярких эпизодов была «ложная переправа» через Свирь, совершенная в первый день начала наступления. К подобной хитрости пришлось прибегнуть в связи с тем, что сложный рельеф местности не позволил разведке 37‑го гвардейского стрелкового корпуса 7‑й армии разведать все огневые точки противника на противоположном, северном, берегу реки. Это грозило большими потерями при форсировании водной преграды, и тогда вперед были пущены плоты с макетами пушек и чучелами солдат, одетыми в красноармейские шинели.

«Атака манекенов» должна была вскрыть финские огневые точки. Полтора десятка добровольцев толкали плоты перед собой. Самому старшему из них, Владимиру Маркелову, было двадцать три года, остальным не исполнилось еще и двадцати. И хотя плоты были потоплены противником еще на середине реки, маневр удался. Огневые точки врага были выявлены, артиллерия нанесла по ним удар, и Свирь успешно форсировали основные части корпуса. Никто из смельчаков не погиб, все они были удостоены звания Героя Советского Союза.

И не случайно, наверное, тогда, в 1944‑м, площадкой для военно-­исторического комплекса было выбрано то самое место на берегу Свири, откуда была произведена «ложная переправа».

Вообще музей был создан в рекордно короткие сроки: его строительство началось 7 сентября, а уже через два месяца, в годовщину Октябрьской революции, на 32 гектарах был открыт поистине грандиозный военно-исторический комплекс. Главное здание, семь павильонов для различных родов войск, участок оборонительной линии, доты, землянки… Было высажено 50 тысяч деревьев и кустарников, на берегу установили монумент, увенчанный фигурой Сталина.

В проектную группу музея вошли архитектор Борис Воронцов и художники капитан Кирилл Калайда и Ярослав Титов. Все экспонаты были собраны или созданы бойцами Карельского фронта.

Калайда вспоминал, что задание немедленно приступить к созданию памятника он получил лично от командующего Карельским фронтом Кирилла Мерецкова. «Этой же ночью, в лихорадочном состоянии, перемарав кучу оберточной бумаги (другой не было), я сделал первые наброски будущего монумента, — вспоминал Калайда. — Это было начало. Потом все шло своим чередом. Из наброс­ков появились эскизы вариантов, генеральный план территории».

Поистине столичный размах музея, наверное, был избыточен для глубинки Ленинградской области. Просуществовала экспозиция семь лет, после чего вышестоящие партийные органы предъявили ей примерно такие же идеологические претензии, как и Музею обороны Ленинграда. Мол, преувеличена роль события, боевые действия показаны изолированно от всего хода войны и стратегических планов товарища Сталина, недостаточно отражена роль партии…

И приговор был точно таким же: закрыть! В октябре 1951 года музей был полностью расформирован: павильоны разобраны, а экспонаты вывезены. Остались лишь постамент от памятника Сталину и одно здание, в котором ныне располагается Лодейнопольский историко-краеведческий музей — наследник «Свирской Победы». В нем можно увидеть некоторые экспонаты из бывшего комплекса. А ныне 32 предмета представлены на выставке (12+) в Президентской библиотеке.

В их числе — полотно, созданное участником боевых действий артиллеристом Борисом Угаровым, будущим президентом Академии художеств СССР. Его специально отозвали с фронта, чтобы он участвовал в оформлении экспозиции. Картина, запечатлевшая переправу артиллерии через Свирь, — его самая первая живописная работа…

Идея о возрождении музея в прежнем виде звучит уже давно, но до сих пор она оставалась мечтой. Теперь же, посетив выставку, областной губернатор Александр Дрозденко объявил, что регион приступает к разработке проекта восстановления музейно-паркового комплекса «Свирская Победа». Чтобы он выглядел примерно так же, как восемьдесят лет назад.


#музей #история #Свирская победа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7689) от 24.06.2024 под заголовком ««Атака манекенов»».


Комментарии