В Ленобласти подводят итоги масштабной транспортной реформы, которая началась в феврале

Ее первые плоды пассажиры увидят совсем скоро.

В Ленобласти подводят итоги масштабной транспортной реформы, которая началась в феврале | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Для обновления подвижного состава региональная власть привлекла 1,5 млрд рублей. Большей частью это заемные средства (специальный казначейский кредит), еще около 500 млн предоставил крупный перевозчик. В итоге 70 современных автобусов большого класса, приобретенных на эти деньги, скоро станут ходить в Тосненском, Гатчинском, Подпорожском и Приозерском районах области. Затем на линии выйдут следующие партии закупаемых машин. Полностью перейти на новую модель транспортного обслуживания планируется к 1 января 2025‑го, и пока, по словам чиновников, все задуманное удается.

Начиная эту серьезную работу, региональная власть присматривалась к опыту Петербурга, где реформирование транспортной системы идет уже несколько лет. Но копировать его, конечно, не стала, учитывая местные особенности. Дело в том, что в области пассажиропоток в ближних к мегаполису районах и всех остальных существенно различается. Поэтому предусматриваются разные пути обновления подвижного состава. 

На маршрутах с нерегулируемым тарифом власть компенсирует перевозчикам 30 % стоимости приобретаемых ими автобусов. А на тех, где она выступает заказчиком транспортных услуг, диктуя свои правила, вкладывается деньгами в закупки более заметно. В целом на 90 коммерческих и социальных маршрутах планируется заменить 450 автобусов.

Эти закупки охватывают одновременно линии, связывающие между собой разные районы области, и смежные с петербургской транспортной сетью маршруты. Недавно приобретенные 70 автобусов также станут ходить и в границах агломерации, где наблюдается маятниковая миграция населения, и в дальних от нее районах, заверил председатель комитета по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк.

«Мы не обязываем перевозчиков закупать автобусы у конкретного производителя, — подчерк­нул он. — Какое топливо будут использовать эти машины, дизельное или компримированный газ, тоже решают сами транспортники. Главное, чтобы новая техника была высокого экологического класса и отвечала современным требованиям по надежности, комфорту и безопасности перевозок».

Все конкурсные процедуры, связанные с обновлением подвижного состава, на сегодняшний день завершены, подведены итоги торгов. Одни перевозчики новые автобусы уже получили, другим новинки скоро поступят. И с 1 декабря сего года начнется работа по дооборудованию этих транспортных средств. На каж­дом будут установлены валидаторы и видеокамеры для обеспечения транспортной безопасности. Благодаря дорогостоящим интеллектуальным устройствам водитель сможет наблюдать за наполнением салона автобуса, а организатор перевозок — учитывать пассажиропоток, оперативно принимая решения по изменению маршрутной сети, интервала движения и т. д.

Перемены затронут и государственную информационную систему, которая сможет контролировать безналичную оплату проезда. Разработчик, московская компания, привяжет ее к системе геопозиционирования, определяющей координаты объектов. За счет этого специальная служба станет отслеживать движение автобусов, используя цифровой двойник маршрутной сети (он тоже практически готов), и наблюдать за тем, чтобы ни один из них не покидал автобусный парк с вышедшим из строя валидатором или иным бортовым оборудованием.

Если кто‑то выпустит на линию такое транспортное средство или сойдет с маршрута, это станет известно, и нерадивый перевозчик будет наказан рублем. А если вместо новой техники он задействует работавший прежде (даже недолго) автобус — тем более нарвется на штраф. При этом есть риск попасть в реестр недобросовестных партнеров, а с такой «черной меткой» вряд ли получится остаться на рынке.

Эти нововведения намечено завершить до 1 января 2025 года, пояснил заместитель руководителя ГКУ «Леноблтранс» Владислав Самойлов.

По его словам, цифровизация пассажирского транспорта в регионе также предусматривает внедрение цифровых сервисов, удобных и для пассажиров. Мобильное приложение поможет узнать время и стоимость проезда, продолжительность маршрута и возможные задержки в пути. Речь идет, заметим, и об автобусных линиях в пределах агломерации, для чего специалисты двух регионов обмениваются данными, чтобы скоординировать свои действия. А благодаря новому порталу общественного транспорта пассажир получит возможность купить билет предварительно и, сохранив его в смартфоне, совершить поездку по региону.

При этом власть ставит задачу максимально расширить способы оплаты проезда в интересах петербуржцев и жителей Ленобласти, подчеркнул глава профильного комитета. Сделать это они смогут с помощью банковской карты, льготных проездных, единой карты петербуржца, QR-кода и даже виртуальных проездных (такую технологию в регионе планируется скоро обкатать).

На дальних линиях обязательным атрибутом автобусов станут ремни безопасности. А на самых востребованных маршрутах с большим пассажиропотоком будет внедрена система радио­информирования и звукового ориентирования незрячих и слабослышащих людей «Говорящий город».

Читайте также:

Петербургский трамвай стал символом одновременно двух явлений

В Петербурге продолжается цифровизация транспортной отрасли


#транспорт #реформа #итоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7759) от 30.09.2024 под заголовком ««Черная метка» для нерадивых».


Комментарии