В Кронштадте военные реликвии оказались под угрозой уничтожения
Хотя эти военные реликвии и расположены в самом центре Кронштадта, известно о них, наверное, только краеведам и ценителям фортификации. Речь о площадках береговой батареи № 665 близ пересечения Цитадельского шоссе и Цитадельской дороги, южнее немецкого кладбища. Они представляют собой врытые в землю бетонные стаканы на расстоянии примерно двухсот метров друг от друга. Один немного возвышается над рельефом местности, другой заглублен.
ФОТО Максима МОСЕНЖНИКА
– Это не просто свидетельство блокады, а самое непосредственное ее порождение, – поясняет историк фортификации Станислав Воробьев. – На эти конструкции, возведенные в кратчайшие сроки, переместили две 10-дюймовые пушки образца 1895 года с форта «Риф». Хотя орудия были устаревшими, законсервированными еще в конце 1930-х годов, о них вспомнили, когда началась война. Но поскольку с «Рифа» они не доставали до немецких позиций, их решили передвинуть ближе к противнику.
Выбрали пустую территорию в самом центре острова. Неподалеку были брошенное в ту пору лютеранское кладбище и нефтебаза, где находились подземные резервуары с топливом для кораблей Балтийского флота.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
– Потребовались срочные строительные работы, – рассказал краевед Максим Мосенжник. – Первое основание было подготовлено в конце 1941 года, орудие на него установили 31 декабря. Уже на следующий день оно открыло огонь по врагу. Второе поставили 25 марта 1942 года. Стреляли обе пушки в район Петергофа, занятый немецкими войсками. Как раз отсюда они сбили маковку собора Св. Петра и Павла, в которой немцы устроили наблюдательный пункт...
В начале 1944 года батарея вела огонь, поддерживая наши войска, наступавшие с Ораниенбаумского плацдарма в ходе операции «Январский гром». Снаряды использовали еще из царских запасов: на складах Кронштадта их было достаточно.
Когда в 1945 году замеряли «расстрел ствола», то есть его физическую изношенность, то выяснили, что у одного орудия он составлял 107%, у другого – 109%. Иными словами, они настолько активно действовали во время блокады, что полностью выработали свой ресурс. В 1948 году военная техника Кронштадтской крепости, отслужившая свое, была утилизирована и порезана на металл.
Долгие годы бетонные основания 665-й батареи никому не мешали. О них, похоже, все просто забыли. Однако не так давно историки фортификации узнали, что эти реликвии блокады оказались в зоне будущей коммерческой застройки и фактически обречены на снос.
– В конце прошлого года мы подали заявку в КГИОП на придание этим бетонным сооружениям статуса объектов культурного значения, но получили отказ. Мол, не представляют исторической ценности. Мы с этим не согласны, – говорит Максим Мосенжник.
Между тем в сохранении этих сооружений нет ничего невозможного. Есть прецеденты, когда строители, понимая значимость исторических объектов, оказавшихся на их территории, корректировали свои проекты. Например, именно так в ходе строительства Новоприозерского шоссе (трасса «Сортавала») был спасен подлежавший уничтожению бетонный дот Карельского укрепрайона. Строители просто изменили схему развязки, сохранив дот, даже сделали рядом с ним мемориальную площадку.
– На наш взгляд, здесь точно так же можно было бы скорректировать проект, сдвинув предполагаемые строения и проезды буквально на несколько метров, – считает Станислав Воробьев. – Тем более что сохраненные исторические достопримечательности, наоборот, придали бы значимости новому кварталу. Хочется надеяться, что застройщики прислушаются к нашим доводам. Если уж совсем никак нельзя сохранить эти бетонные чаши на прежнем месте, то можно их сдвинуть. Только не надо разбивать их отбойными молотками: именно такая судьба постигла несколько лет назад дот военных лет недалеко от станции метро «Автово».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (6893) от 31.03.2021 под заголовком «Фортификация под угрозой сноса».
Комментарии