В форту «Риф» установили инсталляцию к 100-летию Кронштадтского восстания

Памятный знак, посвященный Кронштадтскому восстанию 1921 года, установили в форту «Риф». Практически на том самом месте, откуда сто лет назад тысячи участников мятежа, спасаясь от неминуемой расправы, направились в сторону Финляндии. Открытие памятника состоялось на закате, и десятки мерцающей свечей, выстроенных в извилистую дорожку, уходящую в сторону горизонта, символизировали путь в неизвестность.

В форту «Риф» установили инсталляцию к 100-летию Кронштадтского восстания | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Представьте себе: такие же сумерки, как сейчас. Заснеженная равнина Финского залива, на ней – колонна из нескольких тысяч вооруженных людей в черных бушлатах. Многие были с женами. Они уходили навсегда, понимая, что вряд ли когда-нибудь смогут вернуться... Шли долго, несколько часов. Добравшись до берега в районе Териок – нынешнего Зеленогорска, оставляли оружие на льду и с поднятыми руками шли навстречу финским пограничникам, – говорит Кирилл Коробов, руководитель музейного проекта в форту «Риф».

Кронштадт3.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как отмечают историки, это было вовсе не паническое бегство, а организованная операция. С одной стороны уходивших прикрывали форты «Тотлебен» и «Обручев», с другой – цепочка моряков с пулеметами, державшая фронт от «Рифа» вплоть до Толбухина маяка. Попытка красной конницы рассеять отступавших была отбита.

«Кроншадтскому исходу» предшествовали ожесточенные бои в городе, когда дрались буквально за каждый дом и каждую улицу. Когда стало понятно, что силы неравны и дальнейшее сопротивление многократно превосходящим правительственным силам просто бесполезно, а помощи ждать неоткуда, Временный революционный комитет Кронштадта дал команду отходить. Все это очень напоминало эвакуацию белой армии из Крыма. С горечью поражения, но с гордостью и чувством собственного достоинства.

– Вспоминая те события, мы сегодня никого не осуждаем и не прославляем, – сказал, открывая памятный знак, глава Кронштадта Олег Довганюк. – У каждой стороны была своя правда, все хотели лучшей жизни, но понимали ее по-разному. Главное, чтобы подобное гражданское противостояние никогда не повторилось...

Скульптор Павел Игнатьев называет свое произведение художественной инсталляцией. Собрана она из металлических фрагментов, найденных на территории форта «Риф». Композиция лаконичная и образная: нагромождение конструкций, похожих то ли на простреленные борта корабля, то ли на какие-то береговые укрепления... В них прорезаны цифры «1921», сквозь которые видна гладь Финского залива. По словам Игнатьева, своими очертаниями детали памятника расскажут о трагедии мартовских дней 1921 года больше, чем слова и лозунги.

Кронштадт2.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Кронштадт привлекал меня с детства, когда он был еще закрытым городом, – поясняет художник. – Потом, в середине 1990-х годов, будучи студентом, я участвовал в конкурсе на памятник Кронштадтскому восстанию, который предполагалось установить на Якорной площади. Но там были совсем другие задумки. Здесь само место на оконечности острова Котлин продиктовало новое решение. Мне показалось, что эти непонятные металлические обломки хранят ту память, которую сложно сформулировать. Но в них чувствуются и Кронштадт, и время, и история...

#памятник #Кронштадт #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (6888) от 24.03.2021 под заголовком ««Риф» как точка исхода».


Комментарии