В этом году деревни Всеволожского района Колтуши и Старая превратились в город
Хорошо это или плохо и кому выгодны такие превращения, разбирался корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Ратников.
ФОТО Рixabay
Селение Колтуши упоминалось в древних летописях еще в 1500 году как центр Келтушского погоста Ореховского уезда. С тех пор и до недавних времен Колтуши оставались деревней. Именно в таком статусе на них положили глаз современные девелоперы, которые эту местность стали активно застраивать. В результате вдоль Колтушского шоссе непосредственно в деревне Колтуши, а также в Янине-1 и Старой появилась полноценная городская жилая застройка, которая спровоцировала на двухполосном шоссе плотное движение и пробки даже в выходные дни.
Трансформация сельского облика района в городской повлекла изменения административного характера. В 2016 году Янино-1 стало поселком городского типа и центром Заневского городского поселения (ранее центром была деревня Заневка). Колтуши и Старую не трогали до последнего. И все же в 2023 году их объединили в город Колтуши. При этом Колтушское сельское поселение (с 2013 года оно включает в себя еще и бывшее Разметелевское сельское поселение) пока городским не стало, хотя в перспективе это преобразование неизбежно.
Превращению Колтушей и Старой в город предшествовали публичные слушания, на которых, по словам чиновников, эту идею озвучили местные жители. По мнению авторов инициативы, преобразование должно увеличить поступления в бюджет и стимулировать решение вопросов местного значения. В частности, речь идет о повышении максимальной высоты застройки до 12 этажей, что позволит к 2035 году увеличить население с нынешних 28 тысяч до 64. Тем не менее колтушцы переживают и о возможных минусах. К примеру, ряд местных специалистов могут лишиться доплат за работу в сельской местности, да и льготная сельская ипотека для городских жителей станет недоступной.
В 2019 году подобное превращение поселка в город произошло с Мурином в том же Всеволожском районе. Годом ранее городом стала деревня Кудрово. Оба населенных пункта за короткий период пополнились масштабными районами-«муравейниками», которые расплодились на бывших сельскохозяйственных полях и пустырях.
Любопытно, что поначалу сельские власти не видели преимуществ в городском статусе. Находясь в 2013 году в должности временно исполняющего обязанности главы администрации Заневского сельского поселения (в его состав входит Кудрово), Вячеслав Бубликов сообщал автору этих строк в ответе на журналистский запрос буквально следующее: «Прогнозировать изменение статуса Кудрово трудно в силу нескольких факторов. Во-первых, людей пугает областная прописка. Хотя сдано в эксплуатацию уже около 5 тысяч квартир, прописались максимум 1,5 тыс. человек. Во-вторых, есть сугубо юридические проблемы. Как переводить Кудрово в городской статус, когда центром поселения останется деревня Заневка, пока непонятно». По словам чиновника, изменение статуса «не самоцель, а естественный процесс, форсировать который для собственного самолюбия ни к чему».
Как показало время, названные проблемы решились. Кудровцы стали активнее прописываться в своих домах — их больше не пугает статус областного жителя. Центр поселения переехал в Янино-1. Но само поселение не переименовали ни в Кудровское, ни в Янинское. И даже муниципальная газета, львиная доля читателей которой — кудровцы и янинцы, а вовсе не заневцы, по‑прежнему называется «Заневским вестником».
Не исключено, что в перспективе количество городов в Ленинградской области увеличится. На очереди, очевидно, деревня Новосаратовка, где с позапрошлого года сразу три девелопера строят «муравейник». Жилье растет и в поселке Тельмана Тосненского района — он примыкает к Колпину так тесно, что почти невозможно понять, где между ними проходит граница. Городом может стать и Новоселье Ломоносовского района. Впрочем, оно уже поменяло статус, когда в 2017 году из поселка превратилось в городской поселок (аналог советского словосочетания «поселок городского типа») и стало центром Аннинского городского поселения вместо поселка Аннино. Началось создание микрорайона в составе деревни Лаголово Ломоносовского района на границе с Красным Селом…
Впрочем, есть примеры, когда разросшийся сельский населенный пункт остается со старым статусом. Например, в воронежском райцентре Новая Усмань проживают под 40 тыс. человек. Выглядит он не поселком, а классическим городом — лично убедился в этом, побывав там нынешней осенью. От одной границы Новой Усмани до другой больше 10 километров. Но юридически населенный пункт является селом — крупнейшим в России. Попытки преодолеть искусственное удержание этого статуса были. В 2018 году на местном государственном портале «Активный электронный гражданин» проводился онлайн-опрос, посвященный Новой Усмани. В нем приняли участие 1,3 тыс. человек. И почти 94 % респондентов не захотели, чтобы райцентр стал городом. Возможно, такой выбор был сделан потому, что администрация честно предупредила жителей: утрата сельского статуса повлечет потерю ряда социальных льгот. Видимо, новоусманцам они больше нужны, чем, скажем, колтушцам.
КСТАТИ
Селения 47‑го региона, ставшие городами в российское время
Сясьстрой — 1992
Коммунар — 1993
Волосово — 1999
Кудрово — 2018
Мурино — 2019
Колтуши — 2023
Всего в состав Ленобласти входит 34 города.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7557) от 03.12.2023 под заголовком «Как деревня становится городом».
Комментарии